Язык:

Кто и как может проверить предпринимателя?

Экономика

Кто сегодня вправе проверить предпринимателя? Как должна проводиться проверка? О реформировании контроля и надзора рассказала заместитель начальника управления координации контрольной деятельности и организационной работы Комитета государственного контроля Гродненской области Елена Федорова. 

– Очередным этапом выполнения поручений Главы государства о либерализации предпринимательской деятельности стало внесение изменений в Указ №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Значительно реформирована организация контроля и надзора. 
– Упорядочены формы государственного контроля (надзора). Как он сейчас должен проводиться? 

– С 1 января у субъектов хозяйствования он может осуществляться в четырех формах: выборочных или внеплановых проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера и мер профилактического и предупредительного характера. При этом с проверкой к субъекту вправе выйти только уполномоченные организации-контролеры из соответствующего перечня, и в рамках сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденных Указом №510. Почти вдвое сокращено количество контролирующих органов и сфер контроля, по которым могут проводиться проверки. Не допускается осуществление контроля и надзора коммерческими организациями. 

– Одно из новшеств – запрет на проверки в отношении объектов строительства. В чем он выражается? 

– С 1 января этого года деятельность субъектов в отношении объектов строительства не может быть проверена в течение двух лет после ввода этого объекта в эксплуатацию. При этом такие субъекты не уйдут из-под контроля, если они используют бюджетные средства, государственное имущество, меры господдержки. 

– Каковы другие нововведения? 

– Ограничен период, за который может быть проведена проверка соблюдения налогового законодательства, – не более пяти календарных лет. Ранее этот период не ограничивался. При планировании и проведении проверок все надзорные органы, за исключением прокуратуры, обязаны использовать контрольный список вопросов – чек-лист. По нему проводится опрос субъекта на предмет соблюдения им требований законодательства. С такими списками вопросов можно ознакомиться на официальных сайтах контролирующих органов. В ходе проверок от проверяемого субъекта могут быть истребованы только те сведения и документы по вопросам проверки, которые субъект обязан иметь (вести, составлять) в соответствии с законодательными актами. 

– А что касается выборочных проверок? 

– Проведение их предусмотрено с 1 января 2019 года. Отбор для таких проверок будет проводиться с учетом критериев оценки степени риска совершения субъектом нарушений. Каждый контролирующий орган по своей сфере контроля определяет перечень таких критериев и присваивает им баллы. Те субъекты, у которых количество баллов превысит определенный уровень, так называемый индикатор, будут отнесены к высокой степени риска и могут рассматриваться в качестве проверяемых. 

В текущем году при наличии оснований субъекты могут быть проверены во внеплановом порядке только по тем вопросам или сферам, к которым относятся факты и обстоятельства, явившиеся основанием для проверки. 
При этом исключено более половины оснований для назначения внеплановых проверок. Сейчас контролеры имеют право выйти на внеплановую проверку к субъекту хозяйствования при наличии поручения Главы государства, Совета Министров, при получении информации о нарушениях законодательства, в случае использования субъектом бюджетных средств (государственного имущества, мер государственной поддержки), по вопросам осуществления банковской деятельности, при проведении процедур экономической несостоятельности (банкротства), проведении дополнительной проверки, внеплановых тематических оперативных проверок (бывшие «рейдовые»), по возбужденному уголовному делу, при возникновении инфекционных заболеваний, если субъект включен в Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, по вопросам обеспечения безопасности выпускаемой или находящейся в обращении продукции. 

– Кто вправе проводить технический контроль? 

– Мероприятия технического характера могут проводиться только теми контролирующими (надзорными) органами и только по тем направлениям, которые включены в Перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденный постановлением Совмина. 

– А как же насчет профилактики нарушений? 

– Меры профилактического и предупредительного характера могут проводиться всеми контролирующими (надзорными) органами. Это может быть мониторинг и направление рекомендаций по устранению выявленных недостатков, разъяснение порядка соблюдения законодательства, информирование о выявляемых типичных нарушениях, проведение семинаров, круглых столов. 

– Может ли по результатам проверки быть приостановлена работа субъекта? 

– Если в результате проверки установлены нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, субъекту может быть вынесено предложение о приостановлении деятельности или требование о приостановлении или запрете производства, реализации товаров, работ, услуг, эксплуатации транспортных средств. Субъекту предоставлено право принять решение: приостанавливать свою деятельность или нет. Однако, если он посчитает это нецелесообразным, то контролирующие и надзорные органы имеют право обратиться в суд с заявлением о таком приостановлении. 

– Можно ли обжаловать решение контролирующего органа? 

– Это можно сделать, причем, расширен круг лиц, которым предоставляется право обжалования решений контролирующих органов, а также действий их должностных лиц. Сейчас такое право имеет любой человек, даже бывший работник субъекта, который полагает, что указанные решения и действия нарушают его права или законные интересы. Ранее это мог сделать только проверяемый субъект. Одновременно законодателем определен перечень грубых нарушений, совершенных должностными лицами контролирующих и надзорных органов, за которые предусмотрена административная ответственность контролеров. 

Контроль за выполнением требований Указа №510 как контролирующими, так и надзорными органами с 1 января 2018 года возложен на Комитет государственного контроля. 

"ГП".

Читайте ещё:



Оставить комментарий

Ваше имя
Ваше сообщение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реклама

В какой соцсети вы проводите больше всего времени?

Предложить свою новость

Предложите нам свою новость.
Возможно, мы её опубликуем.

Заполните все поля, отмеченные символом *

Наши соцсети

Способы оплаты

PDF-рассылка

Уважаемые читатели газеты «Іўеўскі край»!

Вы можете подписаться на электронную версию нашей газеты, представленную в PDF-формате. Газета будет высылаться на указанный вами адрес электронной почты  по вторникам и пятницам накануне выхода в печать. Подписаться можно, начиная с любой даты. Будьте первыми в курсе свежих новостей Ивьевщины!

СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСКИ:

– на месяц – 3 руб.;
– на три месяца – 9 руб.; 
– на шесть месяцев – 18 руб.

Подробнее

Наши контакты

р/с № BY47BAPB30152768600140000000

ОАО "Белагропромбанк", г.Минск.
 Код BAPBBY2X,

УНН 500051130.

E-mail: pressa.ik@ivyenews.by

Тел/факс: (01595) 6-96-40

Наш адрес:
231337, Гродненская обл., г. Ивье,
ул. 1 Мая, 18

Ссылки


Ивьевский районный исполнительный комитет

 

 

Please publish modules in offcanvas position.