Очень часто приходится слышать, что современные дети стали в наше время какими-то сложными, что они совсем не хотят учиться, вовсе не умеют хорошо себя вести, перестали уважать учителей, да и что там учителей, своих родителей. Выходит, что похвалы они точно не заслуживают. Но все-таки… А если похвалить?
Похвала за успехи, за старание, за победы, в том числе и над собой, - это огромная часть воспитания самооценки и уверенности каждого человека и уж тем более ребенка.
Да, я действительно предлагаю больше хвалить детей, а не ругать.
Пряники работают лучше кнутов - особенно когда мы пытаемся подарить человеку вдохновение и настойчивость. А родители и учителя именно те люди, от которых ребёнок ждёт обратной связи.
Видимо я являюсь именно тем учителем, который злоупотребляет положительным подкреплением. Так как я всегда щедра на похвалу, я ищу и всегда нахожу повод каждому из своих учеников сказать, что он – молодец, что у него хорошо получается то, что он делает.
Ведь учебный кабинет, в стенах которого слова похвалы звучат редко или не звучат вовсе, - это холодное пространство, которое не способно мотивировать детей получать новые знания.
Каждому малышу с рождения говорят, какой он умный, какой красивый и хороший. Взрослые умиляются его первым шагам, словам и рисункам, хвалят за самостоятельно завязанные шнурки и до конца съеденный суп. Но почему-то когда ребёнок идёт в школу, уровень похвалы резко снижается. Родители считают младшеклассника уже достаточно взрослым, и, так как его ведущей деятельностью становится учёба, начинают поощрять вчерашнего малыша только за хорошие отметки в дневнике.
Однако психологи считают, что хвалить детей нужно чаще.
Ведь похвала формирует доверительные отношения. Получая позитивный отклик на свои действия от значимых взрослых, ребёнок понимает, что его любят, о нём заботятся, за его поступками следят и ему всегда готовы помочь.
Похвала дарит огромную веру в себя. Регулярное одобрение позволяет поверить в свои силы. А ещё ребёнок, которого часто хвалят родители, не будет реагировать на неконструктивную критику чужих людей. Он знает, что если у него что-то не получается, это нестрашно. Нужно лучше стараться и пробовать ещё. И тогда всё обязательно получится. Именно это и есть залог формирования здоровой самооценки.
Похвала поддерживает мотивацию. Бывает, если нашу работу раскритиковали, то и доделывать её нет желания. Например, если ребёнок не понимает математики и его постоянно ругают за то, что он не может правильно решить задачу, то у него может пропасть мотивация заниматься точными науками. И наоборот: если вы будете выискивать те маленькие крохи, за которые можно похвалить, то он будет заниматься гораздо охотнее. Ведь вы его окрылили.
И снова убедилась в том, что поступление в школу — это переломный момент в жизни каждого ребёнка. Ведь начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Теперь ребёнок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой, прилежно выполнять все задания, добиваться хороших результатов в учебной работе.
Своё новое положение ребёнок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно его новое положение.
В поддержании новоиспечённых первоклассников неоценимая роль принадлежит родителям. Их серьезное отношение к школьной жизни ребёнка, внимание к его успехам и неудачам, терпение, обязательное поощрение стараний и усилий, эмоциональная поддержка помогают почувствовать значимость своей деятельности, способствуют повышению его уверенности в себе.
Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом. Все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Иногда дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.
Период адаптации к школе существует у всех первоклассников. Только у одних он длится один месяц, у других — одну четверть, у третьих — растягивается на весь первый учебный год. Многое зависит здесь от индивидуальных особенностей самого ребёнка.
К сожалению сейчас очень часто приходится наблюдать, как родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. А дети улавливают эту связь гораздо быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда хорошо учусь».
Родителям необходимо помнить, что в учёбе важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. Далеко не последнюю роль среди них играет вера родителей в своего ребёнка.
Независимо от пола и возраста, любому человеку приятно слышать похвалу в свой адрес. Но особенно это важно для детей. Похвала в умелых руках является отличным помощником и тем самым секретным оружием в воспитании детей.
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Анна Хауста, учитель Геранёнской СШ