Уважаемые читатели! Я решила открыть несколько постоянных новых рубрик, которые будут раскрывать темы моего блога с разных сторон. Рубрики будут чередоваться, чтобы разнообразить ленту и не заставлять любимых читателей скучать. Сегодня в моём блоге открывается новая рубрика «Лайфхаки счастливого учителя».
Я думаю, дети мечтают приходить в школу с уверенностью, что их там ценят и ждут. Каждому учителю хотелось бы, чтобы его ученики доброжелательно относились друг к другу. Любой родитель был бы счастлив знать, что школа — это место, где его ребёнок чувствует себя комфортно и безопасно.
Чтобы всё это воплотить в жизнь, учителю надо владеть некоторыми «секретами»(лайфхаками).
В этом году я прочитала очень много интересных книг по педагогике и психологии, постоянно общаюсь со школьными учителями, общаюсь с друзьями-старшеклассниками о том, чего же им не хватает в школе для полного счастья.
В результате я выбрала 8 «секретов», которыми хочу поделиться. Уверена, что эти лайфхаки помогут создать позитивный психологический климат в классе, лучше понимать своих учеников и сделают класс или группу продлённого дня настоящей командой, а школу — средой, где всем радостно и комфортно.
1. Говорите своим ученикам «спасибо» и «пожалуйста».
Ещё будучи на практике я попала к одному удивительному педагогу: эта учительница за каждый правильный ответ и выполненное задание говорила первоклассникам: «Спасибо!». А вместо стандартного: «Быстро открыли учебники на 9 странице и сделали задание № 3», она говорила: «Ребята, пожалуйста, откройте учебник…».
Казалось бы, одно слово, но эти «спасибо» и «пожалуйста» совершенно меняли психологический климат в классе. Причём влияло это не только на отношения учеников и учителя, дети и между собой общались иначе: более доброжелательно, с готовностью помочь друг другу.
Сначала многим может показаться, что такой подход плохо скажется на дисциплине. Но потом стало понятно, что учитель таким образом подаёт пример. Все же взрослые хотят, чтобы дети говорили «волшебные» и вежливые слова. Как это сделать? Говорите эти «волшебные» слова сами.
2. Говорите как можно чаще своим ученикам, что вы рады их видеть.
Этот «секрет» раскрыт у замечательного педагога Шалвы Александровича Амонашвили. В одном из своих интервью он рассказывал, что обычно учителя раздражаются на опаздывающих учеников и, приходя в школу, тот ученик испытывает чувство вины. А сейчас поставьте себя на место этого опаздывающего ребёнка, представьте, как удивительно и радостно услышать от учителя: «Проходи, пожалуйста, скорее в класс, я так рад тебя видеть!»
Да, педагогам порой сложно победить раздражение, но только представьте, как изменится отношение ребёнка к школе после таких слов! Поверьте, оно этого стоит.
3. Всегда встречайте и приветствуйте учеников при входе в класс.
Этот «секрет» можно прочитать в замечательной книге Дуга Лемова «Мастерство учителя». Конечно, у учителей с утра очень много дел. Но если учитель находит время и приветствует каждого ученика по имени, дети понимают, что в школе их ждут и ценят, учитель всех заметил и в классе «лишних» нет.
Как и в первом пункте, используя этот «секрет», учитель на деле показывает пример вежливого поведения и доброжелательного отношения к окружающим. И еще один важный момент: старайтесь всегда (даже, когда вас что-то раздражает) называть учеников по имени (в крайнем случае — по имени и фамилии). Обращение только по фамилии заставляет ученика закрываться и может стать одной из причин насмешек и травли в классе.
4. Поддержите заболевших учеников.
Этого в школе не хватает. Когда ребёнок надолго заболевает, он выпадает из коллектива. Ему и так сложно вернуться после длительного отсутствия в школу, потому что много пропустил, а тут еще и сидишь дома один, никто не позвонит и не вспомнит про тебя. Как можно поддержать заболевшего ученика?
В начале урока на несколько минут можно организовать видеозвонок, чтобы все ребята могли сказать, что ждут заболевшего одноклассника, скучают по нему, могли пожелать ему скорейшего выздоровления.
Предложить на перемене или на уроке ИЗО нарисовать несколько открыток или написать несколько писем заболевшему. А потом через родителей или рядом живущих учеников передать ребёнку эти открытки или письма.
Попросить кого-то из учеников «взять шефство» над заболевшим.
Если у вас есть чат или беседа класса, самый простой способ — написать туда сообщение со словами поддержки и добрыми пожеланиями. Вы, как учитель, можете начать, а дети обязательно последуют вашему примеру.
5. Устраняйте страх ошибок.
Мы все очень часто сталкиваемся с тем, что люди боятся отвечать на уроке. Когда я спрашивала у ребят, почему так, они отвечали, что боятся ответить неправильно и не хотят показаться незнающими в глазах учителя и своих сверстников. К сожалению, это результат ошибочного настроя педагогов. Часто детям внушают, что ошибаться — стыдно. И наоборот, у наиболее успешных учителей в классах с высокой успеваемостью есть девиз: «Ошибки — это хорошо, потому что без них ничему невозможно научиться». Поэтому детям, хоть это и кажется мелочью, стоит напоминать, что ошибки — это точки роста.
6. Учите помогать друг другу.
Не нужно постоянно пытаться объяснить всё самим, попросите кого-то из учеников помочь однокласснику в трудной теме. Это объединяет, да и дети часто объясняют друг другу материал на «своем» языке — понятнее, чем взрослые. И ученик, который выступает в роли учителя, учится излагать свои мысли и повторяет материал ещё раз.
7. Не отворачивайтесь от беды ребёнка.
Предположим, в класс приходит грустный заплаканный ребёнок. Что должен сделать учитель? Конечно же, подойти, узнать, в чем дело и по мере возможности поддержать.
В беде человек не должен оставаться один. Возможно, стоит с ним поговорить наедине. Подумать вместе, какие способы решения проблемы существуют. Да, на это нужны силы, но зато «маленький человек» не останется одиноким в беде и будет знать, что школа — место, где всегда готовы помочь, а потом, возможно, это станет ресурсом, благодаря которому этот ребёнок поможет другим людям.
8. Всегда верьте в детей.
«Ты сможешь!».. эти слова окрыляют. Ваша вера в ребёнка помогает расти ему счастливым.
P. S. Дорогие учителя, я понимаю, что использование на практике всех этих «секретов» требует времени и сил, но, мне кажется, что каждый ребёнок заслуживает положительного опыта школьной жизни и хороших взаимоотношений с одноклассниками и учителями. И здесь мы, педагоги, можем многое изменить.
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Анна Хауста, учитель Геранёнской СШ