Антонина Брониславовна Кедо, 1 января 1924 года рождения, уроженка д. Черневичи Ивьевского района, ныне жительница г. Ивье – одна из старейших жительниц района. Считанные единицы людей могут о себе сказать – я родилась еще при жизни Ленина. Судьба этой женщина удивительна. И рассказать о ней в канун Дня Победы - это вспомнить тяготы войны, те неисчислимые беды, которые принесло военное пожарище белорусскому народу.
Огонь войны коснулся ее в буквальном смысле. В 1943 году в д. Черневичи оккупантами были заживо сожжены ее родители в собственном доме за помощь, оказанную партизанам.
Вначале выдержка из публикации районной газеты «Путь Ильича» от 14.01.1989 года «По страницам партизанских газет»: «О трагедии в д. Черневичи, бывшего Юратишковского района, свидетельствует публикация «Очередное зверство немцев» в газете «Мститель». Разграбив все крестьянское добро, банды фашистов сожгли в огне две семьи. Жертвами извергов стали Бронислав Семеняк, 45 лет, его жена Броня (42 года), восьмилетний сын Леник, шестилетняя дочь Маруся. Живьем в огне сгорели Бронислав Кислый, 45 лет, его жена Броня.»…
Кислые – это ее родители, это ее вечная боль. В родительской семье было пятеро детей, она, Антонина - была средним ребенком. Два старших брата Толик и Маник (имена даны так, как их назвала бабушка) – погибли на войне в составе польской армии. Не много ли жертв войны: четыре человека – для одной отдельно взятой семьи?! Хотя, ведь были уничтожены целые семьи мирных людей…
Бабушка хорошо помнит войну. Успела закончить еще несколько классов польской школы. Было у родителей хозяйство - конь был, корова, овечки. Жить бы и жить – но война…
Родители стали жертвой карательной акции немцев. Накануне гибели родителей в Черневичах партизанами был убит немецкий солдат, уничтожена легковая автомашина. Того убитого немца бабушка Антонина прекрасно помнит. В родительском доме накануне трагедии перед заданием отдыхали партизаны. Дом был с конца деревни второй, практически на отшибе. Разбили партизаны легковушку напротив дома, подстрелили вражеского солдата. Немец лежал убитый на краю деревни почти сутки. Никто в деревне не ночевал в ту ночь - все ушли в лес, даже коров из деревни увели. И детей отправили подальше. В Ивье у Антонины была тетка (Яхимович), она пешком за 20 км отправилась туда с меньшими детьми. Май стоял на дворе, холодно было еще – это осталось в памяти. Почему-то родители были спокойны, никаких мер к собственной безопасности не приняли. Позаботились только о детях. Приехали немцы на следующий день, учинили скорую расправу. Сожгли две семьи, в том числе двоих детей шести и восьми лет. В одной «труне» косточки родительские собрали, кусочек обгорелый кофты от матери нашли…
В восемнадцать лет Антонина стала круглой сиротой. На ее попечении остались младшие брат и сестра – Олег, 6 лет, и Дана, которой было всего два годика. Двоюродные сестры мамы были в Черневичах, тетка – в Ивье. Они помогли пережить войну. Она воспитала своих младших сестру и брата, заменила им родителей. Жила у родственников по двум адресам – то в Ивье, то в Черневичах. Как из Ивья вернулась (все пешком, 20 км – ноги молодые), пришли два партизана. «Через лес погнали на допрос» - лексика бабушки. Командир партизанский уговаривал стать связной, письменное обязательство предлагал подписать. «Я не подписывалась. Пришла племянница - и уговорила»…
Так что бабушку Антонину с полным правом можно назвать реальным героем войны. Встречали ее партизаны, расспрашивали, что в Ивье, где немецкий гарнизон был, что там делается…Она рассказывала. Это ли не мужество, когда кровоточил родительский пример последствий за оказанную партизанам помощь?
А позже, в мирное время, она никогда не обращалась за льготами, даже пенсию по случаю потери кормильцев не оформляла. Не напоминала о родительской гибели от рук фашистов.
Всю жизнь трудилась: работала звеньевой по льну, старшей звеньевой..
Вышла замуж в 1947 году за Александра Кедо. Сиротам, которых она опекала, тот заменил отца.. Шутили над ее мужем - взял вдову с двумя детками. Фронтовика «приданое» не пугало. Прошел ведь всю войну. Ранен был, позже получил вторую группу инвалидности. Родила Антонина единственную дочь. Муж ее работал бригадиром в колхозе «Заря», был такой с конторой в Барово. А дом снова построили в Черневичах, - не на пожарище, в стороне. Умер супруг в 1981-м.
Муж фронтовик Александр Кедо
Люся Жамойтук, их дочь, - уже пенсионерка, проработала в больнице, на «скорой помощи» трудилась. Сейчас две женщины живут вместе и на судьбу не жалуются.
Дана, та девочка двух лет, вышла на пенсию в Вильнюсе. Была в Ивье не раз, и помогала своей сестре огород посадить, помогала по хозяйству. Бабушка Антонина – ее вторая мама. 2 года как умер брат, жил в Молдове.
Сейчас у 98-летней партизанской связной Антонины Брониславовны два внука, точнее, - внук и внучка.
Две женщины могут быть примером для соседей. Их дом ухожен и красив. Дом этот, кстати, бабушкин, ее «спадчына» - перевезен из Черневич лет 20 назад.
Благодарна Богу Антонина Брониславовна за все хорошее в ее жизни. А судьбу не гневит… Она знает, что делается в мире, знает, что на Украине война.
С Днем Победы, бабушка Антонина! Вы заслужили прожить долгие годы, которые отобрала война у ваших родителей…
В. ПОБОЛЬ.
Фото С.ЗЕНКЕВИЧА.
На фото: муж фронтовик Александр Кедо.