14 апреля 1941 года в д. Шаркути провожали в армию троих односельчан. Если точнее, их призвали на трехмесячные сборы, потому что призывной возраст для них уже закончился, и направили в г. Свислочь неподалеку от Гродно в 445-й отдельный строительный батальон (в некоторых документах он ошибочно именуется 405-м стройбатом). Военнослужащие этой части занимались обустройством аэродрома, в июне 41-го заканчивали оборудование взлетно-посадочной полосы. Именно там земляков и застала война. Ивану Синковскому и Иосифу Ходкевичу довелось пройти через все испытания и вернуться в родные края. А вот Иосиф Василевский больше не увидел отчего дома. Он успел лишь отправить родным несколько коротких весточек, в последнем письме торопливые строчки выражали надежду на скорое возвращение, которое должно было произойти в середине июля 41-го. Но, видимо, совсем не случайно сам Иосиф добавлял слово "возможно", ощущая, как сгущаются предгрозовые тучи в пока еще мирном небе… Осенью 1952 года его мать, Михалина Ивановна Василевская, обратилась в Ивьевский райвоенкомат:
"Мой родной сын Василевский Иосиф был мобилизован в армию в 1941 году и служил в местечке Свислочь вместе с Ходкевичем Иосифом и Синковским Иваном. Они оба вернулись с армии домой, а мой сын погиб при бомбежке… Пока я могла работать, о пенсии не хлопотала, а сейчас я стала совсем слабой, а больше детей у меня нет".
Вызванный в военкомат Иосиф Ходкевич рассказал следующее:
"14 апреля 1941 года я был призван на трехмесячные сборы и направлен для их прохождения в г. Свислочь Гродненской области. Вместе со мной служили Синковский Иван и Василевский Иосиф - тоже из д. Шаркути… На второй день Великой Отечественной войны наш батальон следовал из г. Свислочь в г. Барановичи. В пути следования налетела авиация противника и начала бомбить и обстреливать нашу колонну. После бомбежки и обстрела нашей колонны я больше не видел Василевского Иосифа. Полагаю, что он погиб при этой бомбежке".
Аналогичные показания дал в военном комиссариате и Иван Синковский. О жестокой бомбежке 23 июня 1941 года наших частей неподалеку от Свислочи есть множество свидетельств. Немецкие самолеты появились в небе внезапно, краснозвездных истребителей не было ни одного. Чувствуя полную безнаказанность, вражеская авиация обрушила на дорогу тонны бомб, а после добивала раненых из пулеметов. Уцелевшие при этом налете Иван Синковский и Иосиф Ходкевич попытались разыскать земляка, но безуспешно. Имея свидетельства двух человек, в Ивьевском РВК составили документ, в котором значилось:
"Бывшего военнослужащего Василевского Иосифа Игнатьевича, 1907 года рождения, уроженца д. Шаркути Жемыславльского сельсовета Ивьевского района можно считать пропавшим без вести на фронте Великой Отечественной войны".
-
Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
-
Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
-
Нажмите для просмотра! Нажмите для просмотра!
https://old.ivyenews.by/novosti/3540-on-uspel-lish-otpravit-rodnym-neskolko-korotkikh-vestochek-v-poslednem-pisme-toroplivye-strochki-vyrazhali-nadezhdu-na-skoroe-vozvrashchenie-kotoroe-dolzhno-bylo-proizojti-v-seredine-iyulya-41-go.html#sigProId01e391f28d
В этой истории можно было бы поставить точку. Однако мне в руки попала архивная справка, в которой речь шла еще об одном жителе д. Шаркути - Осипе Францевиче Василевском, 1910 года рождения. По данным Ивьевского РВК, он тоже призывался 14 апреля 1941 года и тоже был направлен в г. Свислочь в тот же строительный батальон. Тогда почему же о нем ничего не рассказали его земляки? Произошла путаница и речь идет об Иосифе Василевском? Можно предположить, что имя в бумагах изменилось на более русифицированное - Осип. Однако здесь мы видим совершенно другое отчество - Францевич, и год рождения другой - 1910. В справке указывается, что о судьбе Осипа Василевского рассказывали его сослуживцы, однако каких-либо дополнительных документов мне обнаружить не удалось. Минувшая война пока не спешит раскрывать все свои тайны.
Ю. КОМЯГИН.
На снимке документы, касающиеся
наших земляков
из д. Шаркути.