Сколько бы нам ни было лет, мы ждем появления Деда Мороза и Снегурочки уже в декабре. В предпраздничную пору так хочется верить в чудеса! Помните, как в детстве писали письмо Деду Морозу? Сколько надежд и трепета было в тех наивных посланиях!
Ивьевский музей национальных культур предлагает снова испытать эти эмоции и обратиться к Деду Морозу с разными просьбами и желаниями. Сотрудники учреждения культуры попытались сотворить для нас новогоднее чудо, устроив выставку подставочных главных новогодних персонажей. Подставочных - значит, тех, что неизменно ставили под наряженную елочку.
Эта выставка появилась еще и потому, что музейная коллекция фигурок Дедов Морозов и Снегурочек пополнилась новыми экспонатами. Посетители увидят не только художественное разнообразие, но и эволюцию зимних фольклорных персонажей в их игрушечном воплощении.
Какие именно подставочные Деды Морозы и Снегурочки появились в музее?
Об этом мы спросили директора Ивьевского музея национальных культур Екатерину Маскалевич и старшего научного сотрудника Марину Позняк.
- Не секрет, что на десятилетие (с середины 1920-х по 1935 год) елка и вся связанная с ней атрибутика была запрещена как реликвия старого мира. Однако жизнь распорядилась иначе. Дед Мороз и его внучка все же заняли свое место под елкой.
Наш новый экспонат - Дед Мороз - был выпущен Брестской сувенирной фабрикой не ранее 1964 года. Его голова - из папье-маше. В основе - каркас. Одежда - из обычной ваты, покрытой пастой. В те годы часто встречались "белые" Деды Морозы, которым рисовали только лица.
Второй Дед Мороз, скорее всего, тоже сделан в Бресте и в то же время. Технология изготовления такая же. Без лейбла понятно, из какой он страны: по элементам нашего национального орнамента.
Работа ручная, поэтому черты лица у Дедов Морозов разные.
Скажем по секрету, что один из них попал в невероятное приключение, это было заметно сразу по его внешнему виду. Интересную историю нам поведал бывший владелец. Наверное, вы догадались, что это результат нарушения безопасности во время установки новогодней красавицы.
Следующий Дед Мороз - из детства одного из музейных сотрудников. Изготовлен он в Тамбове в 1960-е гг. из прессованных опилок. Попал в музей со сколами и трещинами, с частично засыпанным и потрескавшимся верхним покрытием. Поэтому ему потребовалась помощь нашего художника, как, впрочем, и еще одному, в свободной шубе, которую пришлось полностью обновить.
Поступили к нам и пластмассовые Снегурочки 1960-1970 гг. Появление полистирола произвело революцию в производстве игрушек.
Пластмассовые Деды Морозы и Снегурочки были доступны по цене и поэтому прописались практически в каждом доме. Правда, они стали похожи друг на друга, как близнецы.
Глядя на эту праздничную "армию", задумываешься: сколько радости за многие годы эти Деды Морозы и Снегурочки принесли в дома, ведь рядом с ними каждый Новый год дети находили подарки!
Ирина Холяво.
Фото Станислава Зенкевича.