Но взрослые не знают, что во многом виноваты сами! Чтение может быть полезным увлечением ребенка! Для этого что нужно? Во-первых, не превратить чтение в нудное занятие, наоборот, показать, что хорошая книжка – источник настоящего удовольствия; во-вторых, важно пройти с ребенком весь путь, начиная «с пеленок», и проявить искренний интерес к открытиям, которые он сделает вместе с мамой, папой и доброй книгой.
Да-да! Вы не ослышались! Читайте ребенку именно «с пеленок»! До года ему совершенно не важно, что именно вы ему читаете. Да хоть учебник высшей математики! Смысл младенец не улавливает, поскольку не знает слов и значений. Ему важна мелодия голоса, теплая, мягкая интонация, приятный тембр.
Вы удивитесь, но чтение – это не только читать, но и показывать! Развиваясь, ребенок, произнося слова, отождествляет их с предметами. Он знает, как выглядит волк или цыпленок. Поэтому попросите малыша показать на картинке или изобразить самому персонажа, о котором вы читаете.
Что важнее: количество страниц или качество восприятия и понимания содержания и мысли произведения? Конечно, второе. Даже если ребенок пока не читает сам, выбирайте для чтения короткие стишки, сказки или истории. Учитывая, что внимание ребенка быстро переключается (и это нормально!), предложите ему нарисовать то, что он только что услышал, показать, что умеют звери из сказки. Можете даже разыграть свой домашний спектакль с участием персонажей.
Показывайте пример! Как иначе? Если ребенок родителей не видит с книгой в руках, вряд ли его внезапно заинтересует самостоятельное чтение. Дети зеркально отражают то, что видят дома, что делает ближайшее окружение. А это вы!
Введите в привычку семейные чтения! Эффект получится огромный! Мама, папа, бабушка могут читать книжку по ролям, а если ребенок уже научился читать сам, дайте прочесть несколько слов и ему! Так книга войдет в ежедневные ритуалы вашей семьи и будет ассоциироваться с приятными моментами, когда все вместе и дарят друг другу заботу и внимание.
И, пожалуйста, не превращайте домашнее чтение в урок! Не требуйте беглого чтения (это придет само), не заставляйте пересказывать текст. Лучше обыграйте ситуацию так, чтобы ребенку стало интересно самому рассказать вам, что нового он узнал.
У ребенка должны быть свои книги! Где-то прочитала: «Любовь к чтению усиливается, когда есть свой книжный шкаф». Малышу лучше купить не сборники, а несколько небольших книжек, удобных и легких, со шрифтом, адаптированным к возрасту. Важно, чтобы были картинки, чтобы что-то можно было потрогать, нарисовать. Все это очень полезно с точки зрения полноценного усвоения информации и радости общения с книгой. Важно и то, что книга будет собственная!
Читая вместе с ребенком, рассказывая ему истории, обсуждая смысл книги, вы укрепляете эмоциональную связь. Нужно успеть обнять его любовью и вниманием, пока он маленький, пока у него детство.
Интересно! Джейсон Буг: «Рожденный читать».
И. Холяво