ivyenews.by

Без срока давности. Подробности уголовного дела гибели 48 евреев д. Бакшты, расстрелянных немецкими полицаями в годы Великой Отечественной войны

Помнить, чтобы жить

До этого места добраться практически невозможно. Разве что по доброму морозцу, когда болотистая местность становится более-менее доступной. Осматриваешь густой лесной массив на самой высокой точке и даже в голову не приходит, что здесь есть такое укромное место, которое глазу человеческому недоступно. Именно здесь, в непроходимых болотах Налибокской пущи, прятались от немецких оккупантов 48 евреев д. Бакшты. Жили в землянках, наладили необходимый быт, спрятав от неминуемой расправы стариков, детей, женщин… Трудно представить, что несколько минут перечеркнут их жизнь навсегда.

- Местонахождение своих односельчан карателям 118 националистического батальона выдал односельчанин, - рассказывает председатель райисполкома Игорь Генец, который подробно ознакомился с материалами уголовного дела. - Взамен на эту информацию ему обещали сохранить жизнь. Сорок восемь человек были забросаны гранатами. Жуткая картина… Каратели, естественно, убили и предателя. Такую цену он заплатил всего за несколько лишних минут жизни…

Раскрыть историческую правду особенно актуально в Год исторической памяти, в контексте возбужденного Генеральной прокуратурой уголовного дела о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
В 1973 году по данному факту велось расследование. Были проведены раскопки, людей перезахоронили. Однако куда, неизвестно. В ходе этого расследования были установлены те, кто был причастен к убийству мирных жителей.

Что о них известно?
118 националистический батальон был сформирован в 1942 году в Киеве преимущественно из украинских националистов, жителей западных областей, которые согласились сотрудничать с оккупантами, прошли спецподготовку в различных школах на территории Германии, надели нацистскую форму и приняли военную присягу на верность Гитлеру. В Киеве батальон "прославился" тем, что с особой жестокостью уничтожал евреев в Бабьем Яру. Кровавая работа стала лучшей характеристикой для отправки карателей в декабре 1942 года в Беларусь. Кроме командира-немца, во главе каждого полицейского подразделения стоял "шеф" - немецкий офицер, курировавший деятельность своих подопечных. Во главе батальона формально стоял немецкий офицер Эрих Кернер. Но фактически всеми делами заправлял Григорий Васюра и пользовался безграничным доверием Кернера в проведении карательных операций...
После того, как летом 1944 года Беларусь была освобождена, 118-й полицейский батальон был переброшен в Восточную Пруссию. Там он получил новый номер (62-й) и вместе с другими украинскими, белорусскими и казачьими батальонами вошел в состав полицейской бригады Зиглинга.
Уже в августе 1944 года бригада была развернута в 30-ю гренадерскую дивизию СС, так же именовавшуюся как 2-я русская. Из Восточной Пруссии дивизию перебросили во Францию, где она участвовала в боях на Рейне с французской армией. Но остатки 118-го батальона в этом уже не принимали участие. Во Франции немцы попытались использовать украинских полицаев для борьбы с партизанами. Однако весь батальон в полном составе перешел на сторону Французского Сопротивления. И вскоре уже сражался с немцами и 2-й украинский батальон имени Тараса Шевченко, в составе 13-й полубригады Иностранного Легиона.
После войны большинство солдат так и осталось служить во французском Иностранном Легионе. Советским властям их не выдали, все они впоследствии умерли своей смертью. Среди выживших полицаев 118-го батальона, многим после войны удалось скрыть свое участие в военных преступлениях и жить в СССР. Но постепенно все они были выявлены и осуждены. Далеко не все получили высшую меру. Из главных руководителей акции командир взвода Василий Мелешко был приговорен к расстрелу лишь в 1975 году, а начальник штаба батальона Григорий Васюра- в 1986. Изначально оба они сумели скрыть свое участие в военных преступлениях и были осуждены лишь за сотрудничество с немцами. Чтобы их разоблачить, потребовалось много лет. Последний полицай 118-го батальона умер в 2015 году в Канаде.

- Это прошло почти незамеченным, большого общественного резонанса не было: мы не хотели унизить наших братьев по большой стране, - рассказывает И. Генец. - К сожалению, много лет назад, когда пытались жить в дружбе и согласии с другими народами большого советского государства, многие вещи просто умалчивали.
Поскольку добраться туда невозможно, в Стоневичах, на месте гибели 2500 жителей г. Ивье еврейской национальности, в конце прошлого года был установлен памятник, на котором указаны координаты гибели 48 этих человек.
К слову, там же прошла диалоговая площадка, в которой принимали участие учащиеся учреждений образования. Именно молодежь должна знать правду о событиях Второй мировой войны, порой страшную, жуткую, нелицеприятную. Сегодня, когда псевдоученые пытаются переписать историю, обесценить заслуги советского народа в Великой Отечественной войне, надо открывать глаза на историческую правду, чтобы в будущем на нашей земле, обильно политой потом и кровью наших солдат и офицеров, такие страшные события никогда не повторились.

Ирина БУТУРЛЯ.
Станислав ЗЕНКЕВИЧ (фото).

Читайте ещё:



Оставить комментарий