Это уникальный памятник зодчества, древнейший действующий храм Беларуси.
Считается, что святыня на высоком берегу реки Неман была построена в 1180 году зодчим Петром Миланегой. Свое название церковь получила в честь первых святых Русской Православной Церкви князей Бориса и Глеба Всеволодовичей.
Называть церковь Коложской стали местные жители от того, что построили ее на месте древнего священного для язычников урочища Коложань, где били родники. В XII столетии это место находилось за городскими стенами, потому построили Борисоглебскую церковь и мужской монастырь на высокой круче над Неманом.
Древние строители возвели храм особенный. Его стены выстроены из тонкого кирпича – плинфы, и не оштукатурены. Рабочие украсили стены храма разноцветными крестами из майолики бирюзово-зеленого, желтого и лилового цветов. Узоры из керамических плиток мастера дополнили вставками из коричневого и оливкового гранита. Такими стены остались до наших времен.
Внутри церкви в стены вмонтированы десятки голосников – глиняных кувшинов. Голосники не только облегчили нагрузку на стены, но и создали особый акустический эффект. Сохранилась также часть мозаики пола из разноцветных керамических плиток и фрагменты фресок.
В эпоху, когда сооружали церковь, сразу за Гродно начинались земли, где царило язычество, их даже называли Черная Русь. Святыню поставили на самой окраине христианского мира.
Об этой церкви упоминается в Ипатьевской летописи под 1183 годом: «Того же лета Городен погоре всь и церквы каменная от блистання молние и шибения грома».
Судьба была неблагосклонна к этому храму. После нападений крестоносцев в ХІІІ-ХІV веках, стены церкви были повреждены, крыши не было. В ХV веке еще одна война принесла новые разрушения, и храм оказался в плачевном состоянии. Уже в ХVІ веке церковь восстановили, а через столетие она снова оказалась в запустении.
В начале ХVІІ века церковь славилась чудотворной иконой Коложской Божией Матери. На протяжении веков икона очень почиталась верующими, однако во время Первой мировой войны она исчезла, местонахождение святыни до сих пор неизвестно.
С геологической точки зрения местоположение Борисоглебской церкви было выбрано очень неудачно, ее построили на самом краю крутого речного берега: красиво, но опасно. Велик риск просадки грунта и, как следствие, разрушения здания. Одна из стен накренилась в 1720 году, однако там посадили деревья, которые временно сдерживали грунт.
За несколько столетий наводнения и подземные ключи размыли гору, на которой стоит храм. В стенах церкви появились трещины, а в апрельскую ночь 1853 года, во время разлива Немана, берег обрушился, южная стена и часть западной рухнули в воду.
В каком состоянии был храм можно увидеть на рисунке 1869 года белорусского художника Наполеона Орды.
Новый оползень произошёл в 1889-м, лишь через 8 лет берег был укреплен, вместо утраченных в церкви возвели деревянные стены, установили остроконечную крышу с небольшим куполом.
В 1904 году возник вопрос о полном восстановлении Коложской церкви в первоначальном виде. Были проведены исследовательские работы, составлен проект реставрации. В 1910 году прошли подготовительные работы, но реставрация не состоялась, грянула Первая мировая война.
В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений, а в 1948-м передана историко-археологическому музею.
В 1967 году Борисоглебская церковь в Гродно была объявлена историко-археологическим заповедником. С начала 70-х наблюдалось постепенное движение грунтов Коложского холма в сторону реки, там стали проводить специальные противооползневые работы по укреплению Неманской кручи.
В 1977 году церковь стала филиалом Республиканского музея атеизма и религии, а в начале 80-х, после проведения некоторых реставрационных работ, Коложа стала «музейным экспонатом». Только в начале 90-х святыня была возвращена Православной Церкви, после чего начались долгие обсуждения возможной реставрации древнего храма. Проект реконструкции памятника древнего зодчества был утвержден в 2008 году, после чего началась кропотливая работа.
Лишь в начале 2018 года был закончен капитальный ремонт деревянной стены церкви. Была восстановлена несущая способность каркаса здания, выровнена деревянная стена, заменена обшивка фасада. Еще через год в храме были завершены внутренние работы. Внутри церкви реставраторы провели отделку внутренней деревянной стены, был заменен потолок и пол в алтарной части. Из долговечного дуба были возведены балкон для певчих и галерея, а еще сделано так называемое археологическое окно. Под прочным стеклом в полу можно увидеть фундамент и остатки некогда утраченной старинной колонны храма.
Уникальная церковь святых Бориса и Глеба внесена в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В церкви снова проводятся богослужения, а значит она живет.