На минувшей неделе в Ивьевском центре культуры и досуга состоялась премьера образцового театрального коллектива и учащихся театрального отделения Ивьевской детской школы искусств по мотивам повети Джеймса М.Барри "Питер Пэн".
Создатели постановки преодолели извилистый путь по лабиринтам дороги времени и воплотили не просто детскую сказку о всем известном мальчике, а масштабное произведение, затрагивающее множество философских вопросов. Очевидно, что только людям, которые сохранили в глубине души и сердца наивного и непосредственного ребенка, подвластно поставить такой спектакль, как "Питер Пэн".
Сегодня на страницах газеты режиссер и учитель театрального отделения Наталия Афонина размышляет о сущности жизни, законах времени, добре и милосердии, о том, что в каждом из нас живет ребенок, который верит в сказки, дружит с феями и не хочет становиться взрослым.
-
Наталия Олеговна, как возникла идея поставить спектакль "Питер Пэн"?- Поиск материала - это одна из самых сложных задач режиссера и учителя театрального отделения. При подборе его надо учитывать множество составляющих и особенностей: это и возраст участников, и их способности, и количество юных актеров.
Хочу сказать, что я не была поклонницей "Питер Пэна", потому что до этого видела только экранизацию советского фильма и американского мультфильма. Однажды перечитала сказку полностью. И поняла, что это настоящая кладезь творчества для моих актеров. В этот материал можно заложить любой подтекст.
Наш подтекст - это связь с детством, умение с ним прощаться и нежелание отпускать его, радостные моменты в детстве: "остров Где-то там", который мы храним в душе, а также печали, тревоги и радости, которые тянутся из детства и остаются с нами на всю жизнь. Наш подтекст - это и понимание того, что в детство вернуться невозможно, поэтому его надо беречь в своем сердце, любить и понимать своих детей.
- Сколько шла подготовка к премьере?
- Подготовка к спектаклю идет гораздо дольше, чем думают многие. Это непросто. Вначале прорабатывается сценарий, который корректируется в процессе прочтения детьми. Это называется застольный период: мы читаем за столом, распределяем роли, рассуждаем, о чем эта история, у кого какие задачи и т. д. Отмечу, что дети сразу же восприняли материал "на ура".
Театр, как известно, искусство коллективное, поэтому одна из важных задач научиться работать в команде. Во время такого взаимодействия вырабатывается чувство локтя, чувство товарищества. Каждый должен четко понимать: ты должен помочь другому, и он поможет тебе.
Убеждена, что именно детский театр взращивает такие личности, которые становятся эмпатичными и на многое откликающимися, умеющими себя выражать, позиционировать в обществе во взрослой жизни.
В декабре мы начали работать над спектаклем, и в марте достигли максимальной активности. В итоге ушло около 5 месяцев. Это немного, но надо отдать должное юным актерам, которые работали с полной отдачей. Хочется, чтобы результат нашей работы порадовал как можно большее количество зрителей.
-
- Для Вас актуален мальчик, который не хочет расти? И нужно ли как-то бороться с синдромом "Питера Пэна"?
- К сожалению, мужчин с синдромом "Питер Пэна" в настоящее время немало. Наш спектакль о том, что нужно уметь взрослеть, нужно разрывать пуповину, нужно уметь прощаться со своим детством. Наш спектакль - это и возможность мальчикам посмотреть на эту ситуацию со стороны. Детство ведь заканчивается, наступает взрослая жизнь, в которой надо принимать самостоятельные решения.
- На какую целевую аудиторию рассчитан спектакль? Чем он будет интересен взрослым?
- Спектакль рассчитан на разную возрастную аудиторию. Уверена, что наши маленькие зрители увидят добрую историю о Мальчике, который дружит с феями и летает, когда думает о хорошем, а вот их родители, надеюсь, зададутся вопросами: "А что такое вечное детство, при каких обстоятельствах человек остается вечно молодым и хороша ли эта "вечная молодость" на самом деле?".
Это как "Маленький принц" Экзюпери, который могут смотреть и дети, и взрослые и находить ответы на свои вопросы.
- Что Вас вдохновляет?
- Меня вдохновляет моя работа, мои ученики, не просто благодарные, но пытливые, желающие постигать новые вершины. Дети, которые приходят и искренне желают заниматься, они меня очень вдохновляют. Вдохновляют родители, которые верят в наш успех. Меня очень вдохновляет моя семья, потому что я отношусь к той категории людей, которые с радостью идут на работу и с такой же радостью возвращаются домой. Меня вдохновляет поддержка директора школы искусств Инны Михайловны Шуковой, потому что все мои задумки находят отклик в ее помощи и содействии. Я смотрю на мир через призму творчества и это великое счастье.
- Театр, где играют юные актеры, это другой театр. Ты можешь вложить туда все, что ты пожелаешь. И дети это возьмут. Это с одной стороны. А с другой - ты должен быть профессионалом своего дела. Это большая ответственность. Поэтому стараюсь быть честной, открытой и искренней.
Всегда объясняю, что начало спектакля - это вдох, а финал - выдох. Это должен почувствовать и зритель. Мне очень нравится фраза Людмилы Гурченко, у которой спросили: "За что артистам дают звание Героя труда?". "За то, что труда не видно", - ответила она. Зритель не должен знать, какая работа проделана актерами.- Назовите всех участников спектакля. Кто играл главные роли?
- Роли Питера Пэна играет Павел Драгун, Венди - Ксения Романюк, мальчиков Джона и Майка - Роман Холяво и Константин Житарев; индейцев: Софья Кондратович, Елизавета Романюк, Полина Кононова; отважных мальчишек: Никита Шестимиров, Михаил Гирчиц, Евгений Гулидов, Кирилл Максимов; коварных пиратов: Валерия Нехведович, Никита Инварович, Сергей Бобков, Владислав Валюк; взрослую Венди Ксения Грибовская. У них была задача - разбудить фантазию юных зрителей, увлечь их и предложить участвовать в сказочных событиях, сделать так, чтобы маленьким зрителям захотелось после спектакля доиграть, досочинять историю. И с ней, судя по отзывам публики, они справились сполна!
- Спасибо за беседу! Успехов Вам и вашим подопечным!
-
Беседовала Ирина БУТУРЛЯ.
На фото Станислава ЗЕНКЕВИЧА: актерский состав; фрагменты спектакля.