Хрустальная ночь - так назвали в Германии организованный Гитлером 9 ноября 1938 года всегерманский еврейский погром, когда сыпались наземь разбитые окна магазинов, банков, домов, когда истекали кровью на тротуарах старики и молодежь, когда в этот мир пришел ужас. Осколки этого страшного "хрусталя" на все годы Второй мировой войны заполнили сердца фашистов, дали начало холокосту.
Холокост по-гречески означает "огненная жертва". Этот термин используется для обозначения одной из крупнейших этнополитических трагедий в истории мировой цивилизации - истребления 6 миллионов евреев в годы Второй мировой войны в концлагерях и других гитлеровских "фабриках смерти".
После капитуляции фашистской Германии в 1945 году обвинение в холокосте было поддержано интеллектуальной и политической элитой всего мира и предъявлено лидерам нацистов на Нюрнбергском судебном процессе.
Мировая общественность обвинила нацистскую Германию в том, что в самом сердце Европы немцы в течение трех лет (с осени 1941 по осень 1944 годов) уничтожили от 5 до 6 миллионов евреев.
Каждый регион, каждое государство подвели некогда свою печальную статистику в этом вопросе. Мы в Ивье или, вернее будет сказать, государственная комиссия по подготовке Нюрнбергского процесса, обследовав раскопанные ямы в Стоневичском лесу, назвали местную цифру трагедии - 2524 человека.
Мы как-то относительно долго об том молчали. И не по злобе или каким-то национальным недоразумением. Нет, молчали из-за незнания. А потом в руки корреспондента районной газеты попала "Черная книга", изданная в Соединенных Штатах Америки. И оттуда потоком полились боль, скорбь, радость довоенного бытия и этот печальный исход из родного местечка в место вечного покоя.
Затем в Стоневичах появился мемориальный комплекс памяти еврейской общины Ивья. Еще позже приехала в Ивье американский хореограф Тамар Рогофф с ивьевскими корнями. Приехала посетить землю предков, родственников. И столкнулась с тем, что евреев здесь не осталось.
Я вот подумала, можно ли нас обвинять в неведении, если евреи из-за океана не совсем знали масштабы беды еврейских общин маленьких местечек Беларуси, Польши, Украины (?!).
"Ивье - проект" - нетрадиционный спектакль Тамар Рогофф, который прошел в лесу около комплекса, превратился в истинный реквием погибшим здесь, а также стал одновременно праздником торжества еврейской культуры именно на той земле, где эту культуру пробовали так зверски уничтожить.
Печаль и отчаяние пронизывали каждую сцену спектакля, каждый эпизод. Но именно эта драматическая печаль и привела к тому, что об Ивье узнали во всем мире. И сюда поехали люди.
Их повезла другая Тамара, тоже значительная фигура в этой теме. Тамара Моисеевна Кощер, ныне Бородач, жительница средиземноморской Нетании в Израиле, автор проекта "Корни". Она повезла дорогами памяти по всем скорбным местам Беларуси евреев всего мира: и потомков погибших ивьевчан, и потомков тех, кто лежит в других горестных местах.
Сколько историй, сколько судеб, сколько рассказов о растерзанной и навеки уничтоженной любви и жизни услышали эти сосны и эти камни в лесу. И все они становились "героями" публикаций районной газеты. Потому что мне хотелось рассказать о той беде и той боли, о том, что никому в мире не должно быть дозволено уничтожать людей из-за расовой принадлежности или по каким-то иным причинам.
И вот еще одна история. История, которая рассказана в эти знойные августовские дни на ступеньках музея национальных культур, этого второго дома всех изгоев от беды и войны - ивьевчан со всего мира.
Хаюта Софер
В этот раз Тамара Бородач привезла не совсем обычную группу - потомков партизан известного отряда братьев Бельских.
Израильтянка Хаюта Софер отправилась в это далекое путешествие вместо своей сестры Гени.. Обе они - дочери Мейера Шмерковича из Вороново, но Хаюта родилась уже в послевоенном Израиле. А вот Геня… Именно о ней наша история.
Мейер Шмеркович оказался в Лидском гетто вместе со своей семьей. Но смог сбежать оттуда и попасть в отряд Бельских, который дислоцировался в Новогрудском районе. В скором времени он умудрился вывезти из гетто и семью. Это была великая радость. Но Тувье Бельский был против присутствия в партизанском отряде младенцев - их плач или крик в самое неподходящее время мог выдать партизан, соблюдавших строжайшую конспирацию. Маленькой Гене же было только два годика.
Мейер перешел Неман и начал искать место пристанища своей дочери. Он увидел на поле молодую женщину и попросил ее приютить дитя. Но та ответила, что не может этого сделать, так как в их деревне часто бывают немцы. Она и своих двоих малышей отдала родителям в Мишуковичи. Там потише.
Расстроенный отец повернул обратно к Неману, но женщина остановила его и сказала: "Давай девочку. Я своих заберу, а твою отдам родителям".
…Маленькую Геню привезли спящей. И утром малышка горько рыдала, не понимая, где же ее мама и папа.
Два года мишуковичская семья спасала еврейского ребенка. Благо, все остались живы. Шмерковичи мигрировали в Палестину, стали гражданами государства Израиль.
И Геня, и родившаяся там Хаюта долгое время не могли, да и не хотели слушать рассказы родителей о войне, о Беларуси. Да и приехать было невозможно.
Теперь Хаюта приехала вместе с группой, чтобы потом рассказать сестре о той земле и тех людях, что рисковали своими жизнями во имя ее спасения. Правда, они не знают фамилии своих спасителей.
Почему же не приехала Геня? Она побоялась, что психологически ей не осилить эту поездку - воспоминания. Она всю жизнь вспоминает и видит во сне одну и ту же картину: мама уходит, а ее, рыдающую, держат незнакомые люди. Скорее всего, мать наведывалась тайком в Мишуковичи, чтобы пообщаться с оставленным ребенком. И каждый ее уход был большим горем для малышки. Настолько большим, что она помнит это всю свою жизнь. И именно эти воспоминания не дают ей приехать. Боль и детское недоумение " где же мама?" не оставляют раненую 70 лет назад душу.
Когда материал уже был поставлен на полосу, мы узнали, что Тамара Бородач столкнулась с упоминаниями о Мейере Шмерковиче, одном из самых деятельных и боевых партизан отряда Бельских и, кажется, фамилией людей, которые спасали его девочку в Мишуковичах, в Новогрудском музее.
Если сведения подтвердятся, мы непременно расскажем об этом своим читателям. Но мы хотели бы попросить жителей деревни Мишуковичи (и пожилых, и детей, и внуков их), если они что-то слышали об этой истории, знают фамилию той семьи или их детей, внуков, позвонить в редакцию по телефону 2-17-47 или 80291733688. Заранее благодарны.
В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.