Эмоции, страсть, чувства… Танец - это сосуществование тела и духа, порыв души. Это песня радости и боли. Но лучше всех дала определению танца известная во всем мире танцовщица Айседора Дункан, которая сказала: "танец - это жизнь".
В мире существует множество прекрасных танцевальных стилей и направлений. У каждого из них свои цели, своя красота и свои особенности. И все они востребованы. Разные люди в танцах ищут удовлетворения своих целей, желаний и даже амбиций. Для кого-то это просто хобби. Многие женщины, например, начинают танцевать, чтобы почувствовать себя женственными. Некоторые ищут в танце яркие эмоции. Кто-то танцует для того, чтобы раскрыть свою душу, показать свой богатый внутренний мир. Но есть те, кто хочет связать с танцем свою жизнь. Как Эмма Мусина, преподаватель танцев Ивьевской детской школы искусств. Второй год девушка обучает искусству танца три класса девочек, это примерно тридцать человек, и, не скрывая восторга, рассказывает о своей любимой профессии.
- Хочу начать с того, что танцы - это вся моя жизнь. Только в танце я полностью раскрываю все свои возможности. Это не просто набор механических движений - это выражение души, проявление характера.
С раннего детства Эмма танцевала. Впрочем, это присуще всем девочкам. Но наша героиня отличалась от обычных детей суперактивностью и гибкостью. Поэтому мама - преподаватель музыкальной школы по классу гитары и домры - предусмотрительно записала дочку в класс танцев в надежде на то, что девочке будет где энергию выплескивать. Естественно, думалось, что это детское увлечение так им и останется на уровне хобби. Оказалось, что нет. Все пять лет обучения в школе искусств пролетели незаметно. Эмма тогда окончила столько же классов и гимназии. Еще четыре года до поступления в колледж искусств девочка занималась самостоятельно. И когда сообщила маме о своем решении быть хореографом, та дочку не поддержала. И всю серьезность решения осознала только тогда, когда Эмма сама, одна, поехала в Гродно на подготовительные курсы.
Четыре года обучения в колледже пролетели незаметно. Было непросто, вспоминает девушка. Потому что очень много времени приходилось проводить в танцевальных классах. Там, за дверью, скрывалось то, что зритель никогда не увидит на сцене: и слезы, и боль, и отчаяние.
- На сцене надо танцевать так, чтобы люди подумали: как легко это все получается, - рассуждает девушка. - Ведь никто не знает, сколько времени, сил и терпения надо для того, чтобы эта легкость появилась.
Во время учебы в колледже Эмма была участницей известного во всей Беларуси танцевального коллектива "Гарадзенскія карункі". С гастролями объехала все города и веси нашей страны и приобрела бесценный опыт, который теперь ей служит добрую службу в работе со своими юными танцорами.
- Учитель танцев исполняет одновременно несколько функций: он и хореограф, и балетмейстер, и педагог, и костюмер, - рассказывает девушка. - Он должен прекрасно разбираться в педагогике, психологии учеников, анатомии и быть разносторонне подготовленным. К этому я стремлюсь.
Именно поэтому Эмма Мусина, окончив колледж искусств, стала студенткой заочного отделения Белорусского государственного университета культуры, где второй год получает специальность "культуролог-менеджер".
В первый год работы в Ивьевской ДШИ преподаватель танцев Эмма Мусина повезла своих подопечных на танцевальный конкурс "Хрустальный башмачок", где учащиеся 4 класса заняли третье место. Такой результат очень порадовал начинающего специалиста и дал толчок для дальнейшего профессионального роста.
- Детей надо любить, относиться к ним со всей душой, - говорит собеседница. - Иначе ничего не получиться. Это я четко знаю, поэтому люблю всех своих учениц, независимо от успехов. Ведь не у каждого на самом деле в силу физических данных может все получаться идеально. Уроки танца являются очень полезными для здоровья. Они развивают гибкость, укрепляют все группы мышц, улучшают координацию движений, формируют правильную осанку. Кроме этого занятия танцами дают уверенность в себе, позволяют закалить характер, что имеет очень большое значение в современном мире.
Деятельность учителя танцев Эммы Мусиной только преподавательским направлением не ограничивается. Она участвует в различных культурных мероприятиях, которые проходят на сцене Ивьевского центра культуры и досуга. Иногда выезжает за пределы района.
В ее арсенале самый разнообразный репертуар - от белорусских народных до восточных танцев. Она не сидит на месте, она в постоянном поиске. Говорит, что на многие задуманные вещи просто не хватает времени.
Она из числа тех людей, которые могут сделать свою жизнь красивой и насыщенной даже на необитаемом острове. Поэтому после окончания "отработки" уезжать из родного города не собирается. Только в превосходной степени девушка отзывается о коллективе, в котором работает. Ее устраивает все, потому что занимается любимым делом, тем, о котором мечтала с раннего детства.
Конечно, можно выделить основные качества успешного и профессионального учителя танцев. Это артистизм, неукротимая энергия, хорошая волевая составляющая, хорошие организаторские способности, прекрасный вкус к искусству, хорошая физическая подготовка, способность к самоконтролю и терпению, умение анализировать плюсы и минусы своих подопечных, эмоциональность, коммуникабельность, доброжелательность и наблюдательность. Но самое главное - это, конечно, талант! И в том, что Эмма Мусина им обладает, нет никаких сомнений.
И. БУТУРЛЯ.
С. ЗЕНКЕВИЧ (фото).