«Красные листья», 1958 г.
Жанр: исторический.
Продолжительность: 85 минут.
Режиссер: Владимир Корш-Саблин.
Действие фильма происходит в Западной Беларуси в середине 30-х годов. В основе сюжета – судьба молодого революционера, борца за воссоединение Беларуси Андрея Метельского. Его прототипом в фильме стал один из героев белорусской истории – Сергей Притыцкий, который в 1936 году прямо в зале Виленского суда, где шел процесс над западнобелорусскими революционерами, привел в исполнение смертный приговор провокатору, на совести которого был арест его товарищей. За это сам жестоко поплатился: тяжелым ранением, арестом, смертным приговором, замененным после на пожизненное заключение. Скорее всего, финал такого сюжета мог бы стать трагическим. Но пришел 1939 год, а с ним освобождение.
«Мяжа», 2019 г.
Жанр: документальный.
Продолжительность: 39 минут.
Режиссер: Евгений Сетько.
Авторский документальный фильм, посвященный воссоединению Восточной и Западной Беларуси. Ситуацию 1939 года, как субъективную по отношению к истории Беларуси, в кинокартине утверждают живые свидетели событий того времени, а также объективные взгляды историков. Они уверены: иначе сегодня, после трех десятилетий существования независимой Республики Беларусь, взглянуть на исторические судьбы Беларуси просто невозможно.
«Спадчына», 2019 г.
Жанр: документальный.
Продолжительность: 52 минуты.
Режиссер: Людмила Клинцова.
Лента рассказывает о становлении молодого белорусского государства и его достижениях за годы независимости, трудностях, с которыми столкнулась страна в 1990-е годы. В центре внимания также ключевые решения о поддержке национальной культуры, воссоздании исторического облика страны и строительстве знаковых объектов. Речь, например, идет о Полоцком историко-культурном заповеднике, спасенных от разрушения Мирском и Несвижском замках, о том, как удалось осуществить масштабную реконструкцию Большого театра оперы и балета, театра имени Янки Купалы, Национального художественного музея, возвратить на белорусские земли производство слуцких поясов, о богатом духовном наследии страны – уникальных коллекциях и собраниях картинных галерей.
В кадре появляются выдающиеся люди, знаковые для белорусской культуры, – архитектор Виктор Крамаренко, балетмейстер Валентин Елизарьев, директор Национальной библиотеки Роман Мотульский, режиссер Николай Пинигин и другие деятели искусства.
«Максим Танк. Натуральный, как линия небосвода», 2021 г.
Жанр: документальный.
Продолжительность: 26 минут.
Режиссер: Евгений Сетько.
Это документальная история о молодом Максиме Танке, будущем народном поэте Беларуси, который в середине 30-х годов прошлого века, когда Западная Беларусь находилась под властью Польши, активно боролся против полонизации и выступал за освобождение белорусского народа от польского гнета.
В этой борьбе белорусам пришлось жестоко столкнуться с польской карательной системой, которая приложила все усилия для борьбы с неукротимой Беларусью. Для молодого человека это были драматические и трагические события, которые могли продлить годы заключения, навсегда сломать жизни. Но волею судеб этого не произошло. Максим Танк упорно продолжал эту борьбу, оставаясь естественным, как линия неба…
«Кадет», 2009 г.
Жанр: драма.
Продолжительность: 90 минут.
Режиссер: Виталий Дудин.
Действие фильма происходит в первое послевоенное лето в Западной Беларуси. Война закончилась, однако мир никак не может установиться на этой территории. Лента реалистично воссоздает атмосферу уже послевоенной деревни Западной Беларуси: колхозы еще не прижились, председателей и актив убивают банды, дезертиры прячутся.
В сюжете – история курсанта суворовского училища Дениса Мешко, главного героя фильма, который приезжает на каникулы в деревню, где только что убили председателя сельсовета Степана. Mecтныe житeли подозревают, чтo пpигoвop исполнил местный житель Meчиcлaв Xaбeнoк, cкpывaющийcя в лecу. Kуpcaнт peшaeт caм выcлeдить бaндитa и oтoмcтить зa cмepть своего дяди. Чтoбы ocущecтвить зaдумaннoe, он нaчинaeт cлeжку зa вoзлюблeннoй Xaбeнкa – Aннoй. Но, нe уcпeв oглянутьcя, сам влюбляется в нее. Это нecкoлькo oтвлeкaeт eгo oт пepвoнaчaльныx нaмepeний…
Настоящее большое кино, серьезная послевоенная драма с глубокой актерской игрой, снятая не в жестоких и мрачных, а в светлых тонах, что контрастно усиливает трагизм ситуации – такие эмоции возникают во время просмотра этого фильма, слоган которого: «Война и любовь не проходят бесследно…».