Не устаю повторять: как же это прекрасно, что появилось в Ивье такое замечательное место, такой удивительный центр культурной жизни, как музей. Как здорово, что работают там такие увлеченные люди, которые с удовольствием делятся с нами увиденным, услышанным, узнанным в мире творчества, культуры, искусства, истории и т.д. Остается только прийти и увидеть, услышать, познать.
С этим немного посложнее - тяжело оторвать наших ивьевчан от обыденных дел, телевизоров и компьютеров. Но мы, в принципе, не о том. Мы о другом. Есть у нас что посмотреть, узнать, расширить свой кругозор, восхититься и поразиться. Было бы желание. Потому что на встречи с нами в музей приезжают люди, которые могут оказать честь и более именитым и значимым музеям и местам.
И один из таких гостей - автор выставки "Свет будущего мышления" художник-новатор из Минска Серж Филингер.
Серж Филингер пишет картины в своей собственной "Технике 10 кистей". Этот способ вызвал неподдельный интерес у многих профессиональных художников и привлек регулярное внимание различных СМИ, также и западных. Интерес - это одно. Другое - изумление, когда не только повторить его метод сложно, но и понять, как можно задействовать сразу 10 кистей, как можно ими писать такие великолепные, отточенные линии и грани. И если умение работать двумя руками, одновременное исполнение двух и более работ развивает, заставляет работать два полушария, то сколько же полушарий в таком случае одновременно работает у Сержа Филингера? Этот вопрос ему понравился. И он ответил, что в его “Технике 10 кистей" очень задействована моторика, а также взываются к действию центры, отвечающие за вдохновение.
Вдохновение - это то, чем, по-моему, переполнена сущность этого удивительно талантливого молодого человека. Среди прочих изобретений Филингера не менее интересными считаются: "картины-проявления" (когда картина рядом с источником света из черно-белой становится цветной или меняет сюжет), мультифацио (скульптурная техника, позволяющая работать многими инструментами одновременно); электрические кисти, усовершенствованный объектив фотоаппарата…
Серж говорит, что своим искусством он желает достучаться до сердец. Такое ощущение, что и до небес тоже. И делает это для того, чтобы показать Тому, кто наделил его столькими талантами, что он не зарывает их в землю, не может позволить себе этого. Потому реализовывает свой талант и в других видах искусства - фотографии, музыке, литературе, кино.
Художник Серж Филингер самостоятельно постиг основы многослойного гладкого письма старых мастеров. Постоянно экспериментирует с живописными техниками и стилями. Тем не менее, его почерк остается всегда узнаваемым. Он пишет в стиле гиперреализма, реализма, эспериментализма. Может потому отдельные картины кажутся взятыми из мастерских художников эпохи Возрождения, а другие - совсем современные с космическими мотивами.
Гранат очень часто присутствует на его полотнах. Он - как философский камень его живописи. Он, по словам художника, многогранен, как сама жизнь. И в самом деле, картина "Теория большого взрыва" где, кажется, в центре Вселенной летят, словно метеориты, кусочки разломанного граната, глубоко философское полотно. Действительно, в жизни все так правильно, так продумано, так отпалировано. Но… Неправильное движение, неправильное решение, и вот эта жизнь брызнула во все стороны осколками, источая сок. Или кровь ?.. Это завораживающе красиво и одновременно пугающе. И заставляет думать о смысле этой самой жизни, о ее скоротечности, хрупкости…
Картины Филингера помогают увидеть за тонкой оболочкой смысла космическую глубину, разглядеть новые грани предметов, насладиться цветом и светом, их прозрачностью. Кстати, с детства Серж Филингер увлекался графикой. Даже поступал в академию художеств. Сдал два экзамена, а третий должен был сдавать в день, когда его группа давала концерт. Он отправился на концерт... Непредсказуемость - тоже удел гениев и людей особенных.
Живописью он занимается совсем недавно. Но как!
В 2012 году его картины экспонировались на выставке в Центральном доме художников в Москве, выставлялись в Минске.
В украинском учебнике по изобразительному искусству, изданном в 2013 году, картина Сержа Филингера находится на одной странице рядом с картиной Микеланджело.
Есть еще одно творческое увлечение у гостя нашего музея. Он называет его медитацией, чисто свободным искусством. И в самом деле, занимаясь им и видя его, нельзя дышать. И от восторга и в прямом смысле слова. Речь идет о скрейпинге мелками. Мультимедийное сопровождение рассказа художника позволило увидеть этот завораживающий волшебный процесс, когда соскабливание обыкновенных цветных мелков превращается постепенно в удивительное художественное полотно - все тот же разломанный гранат с его блестящими, отполированными гранями. А затем это произведение, можно сказать высокого искусства, уходит как погашенная дыханием свеча, то есть, легким дуновением губ произведение искусства превращается в красочную пыль…
На холсте жизни мы рисуем свой путь, свою судьбу. У Сержа Филингера на этом полотне есть место и для выставки "Добрый лес", во время которой он с друзьями на сутки выставил свои картины в… лесу. Его жена Алиса утверждает, что именно в этом уголке леса особенно звонко в тот день пели птицы. Наверное, оценили…
Что бы мы ни говорили, картины Сержа Филингера надо видеть (и они пока выставлены в музее), в Интернете можно почитать и посмотреть видеосюжеты о его творчестве. Нельзя всю жизнь оправдываться словами: "Нет пророка в своем Отечестве". Он, пророк или они, пророки, должны быть здесь и сейчас, их надо ценить дома, чтобы потом не говорить с гордостью, что у известного художника, творца белорусские корни. Пускай эти корни остаются на своей же земле…
В. ГУЛИДОВА.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.