Торжественная церемония передачи Бобруйску статуса культурной столицы Беларуси и эстафеты от Года культуры Году науки состоялась во Дворце искусств города. Были подведены итоги Года культуры в Беларуси и вручены награды лучшим коллективам, учреждениям и творческим людям, ставшим победителями республиканских конкурсов. В числе тех, кто поднимался на праздничную сцену новой культурной столицы, были и гродненцы.
Город Лида победил в республиканском конкурсе «Город культуры в Год культуры» в номинации «Лучший город районного подчинения». Награду городу принимал заместитель председателя Лидского райисполкома Виктор Пранюк.
Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Гродненского райисполкома Наталья Романович принимала награду райисполкому, который стал победителем конкурса на лучшую практику деятельности органов местной власти по реализации государственной культурной политики в номинации «Лучший городской (районный) исполнительный комитет по реализации государственной культурной политики».
В республиканском конкурсе проектов и инициатив творческой молодежи «Гений-стартап» победил проект Гродненского государственного колледжа искусств. Награду коллектива принимала заместитель директора по учебной работе Светлана Касаверская.
Поздравляем представителей Гродненщины!
«Гений-стартап» от Гродненского государственного колледжа искусств.
Конкурс «Гений-стартап» был объявлен в августе минувшего года и призван поддержать молодежные новаторские проекты, направленные на развитие и поддержку белорусской национальной культуры. Его организаторы – министерства культуры и образования, облисполкомы и Мингорисполком.
Главное в проектах – оригинальность творческой идеи, социальная значимость, направленность на популяризацию белорусской культуры и предполагаемый эффект от их реализации. Всем этим требованиям отвечает идея, предложенная колледжем. Ее автор – Евгений Лойко, преподаватель цикловой комиссии «народное творчество, режиссура» Гродненского государственного колледжа искусств.
Суть проекта в том, чтобы познакомить жителей и гостей Принеманья с народным календарем белорусов, его обрядами и праздниками. Например, все мы знаем Масленицу, Коляды, Купалье. Однако в разных регионах Беларуси есть множество удивительных и необычных обрядов. Например, «ваджэнне і пахаванне стралы», «жаніцьба Цярэшкі», «ваджэнне куста». Увидеть их можно только на родине. А проект предлагает в течение года проводить их на Гродненщине, чтобы жители и гости нашего региона могли стать их участниками. Местом выбран живописный Августовский канал, где есть и вода, и лес, и поля. Именно природа чаще всего становилась местом, где наши предки отмечали большинство обрядовых праздников.
Однако проект носит не просто культурно-развлекательный и просветитель ский характер. Он предусматривает развитие инфраструктуры в данной местности. Суть в том, что часть средств, которые будут выручены во время праздника, расходуется именно на создание инфраструктуры. В идеале там может появиться караванинг парк с домиками для туристов, кемпингом, палаточным городком и так далее. Чем больше праздников будет проходить, чем интереснее они будут и, соответственно, больше гостей там побывает, тем быстрее будет развиваться инфраструктура Августовского канала, а значит, и пребывание гостей будет более комфортным.
Планируется, что первые мероприятия в рамках проекта могут пройти уже этим летом. Начнутся они с Зеленых святок, или Семухи, как называют белорусы праздник Троицы.
Город Лида – «Город культуры в Год культуры».
Основными критериями при подведении итогов конкурса стали количество и качество культурных мероприятий, реализация новаторских культурных проектов, уровень развития туристической инфраструктуры и туристических услуг, состояние материальной базы организаций культуры и работа по ее укреплению, деятельность по охране историко-культурного наследия, выполнение основных финансово-экономических показателей развития организаций культуры за три последних года.
Что касается Лиды, то за три последних года в городе реализовано более семи тысяч культурных проектов. Для туристов создан ряд новых интересных маршрутов, которые оказались очень востребованными. Город посетили более 250 тысяч туристов, в том числе и зарубежных. Интересны им и уникальные праздники, и мероприятия, которые проходят на Лидчине и стали своего рода ее визитной карточкой. Это, к примеру, праздник пива, солода и воды «LIDBEER», районный праздник «Купалье», Колядный фэст в Лидском замке, слет Дедов Морозов и Снегурочек, ретродискотеки в Лидском замке, рыцарский турнир «Меч Лидского замка», фестивали средневековой культуры.
В этом году культработники региона порадовали рядом брендовых мероприятий. В их числе – конкурс традиционных блюд «Спазнай смак сваёй кухнi», конкурсная шоу-программа «Нявестка добрая, як дачка родная», конкурс ручной косьбы «Звініць каса – жыве вёска», яблочный фэст «Тарновское чудо» и другие.
Яркими моментами в культурной жизни города стали анимационные программы «Кола часу», музейно-замковый проект «Путешествие в средневековье», проект-возрождение «Абрады маёй краіны», фольклорный праздник «Гасціннасць нашых продкаў» и социально значимые проекты «Передай добро по кругу», комплексная программа в рамках благотворительного телемарафона Лидского телерадиообъединения «От сердца к сердцу». Все эти праздники сделали культурную жизнь Лидчины яркой и разнообразной.
Гродненский районный исполнительный комитет как лучший городской (районный) исполнительный комитет по реализации государственной культурной политики».
При оценке деятельности исполнительных комитетов особенно учитывалась их материальная поддержка сферы культуры. В том числе – работа по созданию оптимальной сети организаций культуры региона, обеспечение квалифицированными кадрами, закрепление молодых специалистов, работа по укреплению материально-технической базы учреждений культуры, содействие реализации инновационных проектов, проведение мероприятий по охране историко-культурного наследия, поддержка меценатов и спонсоров, создание условий для международного культурного сотрудничества, сотрудничество с общественными объединениями и профсоюзами и так далее.
В Гродненском районе сфере культуры традиционно уделяется значительное внимание. Восемь процентов бюджета района в 2016 году было направлено на содержание учреждений культуры.
За минувший год в районе прошло 3370 мероприятий, которые посетили почти 290 тысяч человек. Многие из них давно любимы жителями: «Августовский канал приглашает друзей», «Августовский канал в культуре трех народов», автофестиваль «Sun Day», «Вяртанне да вытокаў». Разнообразили досуг новые праздники и мероприятия: автобои, конкурс красоты и талантов, праздник писанки, медово-яблочный Cпас, праздник молока и многие другие. Примечательно, что культурные мероприятия проходили не только в крупных населенных пунктах, но и в отдаленных деревнях. Для этого работают передвижной культурный центр, который провел 80 мероприятий, есть два библиобуса, которые привозят книги и периодику в 70 населенных пунктов несколько раз в неделю.
Все мероприятия проводились в тесном сотрудничестве с СПК района, которые также оказывают финансовую поддержку сфере культуры, что было отмечено почетными званиями. Так, почетное звание «Меценат культуры» в районе получил Сергей Кремко, председатель СПК имени Кремко, победителями в отдельных номинациях стали председатель СПК «Пограничный» Виктор Милько, СПК «Путришки» Виктор Петрушкевич, СПК «Обухово» Валерий Шумель.
Появились в культурной жизни региона и новые объекты: создан музей Августовского канала в доме смотрителя, на Августовском канале открылась усадьба Деда Мороза, после реконструкции распахнул свои двери Путришковский центр культуры.
Традиционно Гродненский район, который граничит с Польшей и Литвой, активно сотрудничает со странами-соседками. Благодаря финансовой поддержке местных органов власти города Литвы Лаздияй, Друскининкай, Алитус, польские Белосток, Кнышин, Суховоля, Августов стали сценическими площадками для наших ведущих творческих коллективов. Зарубежные артисты в свою очередь также выступают в регионе. Налажено культурное сотрудничество с коллегами из Болгарии и Чехии.
Все это способствует созданию позитивного имиджа и знакомству с нашей культурой зарубежного зрителя.
"ГП".