В детстве у меня была мечта: стать известным музыкантом. Занятия в школе искусств доставляли одно удовольствие, и хотелось получить все и сразу. Но со временем появились новые интересы, которые увлекали с такой силой, что детскую мечту я аккуратно положила в огромный ящик и надежно его спрятала. Проходят годы, и начинаешь по-другому смотреть на жизнь, доставать из своей памяти то забытое и думать: а что было бы, если бы я не оставила музыку, ведь спустя столько лет руки-то тянутся к инструменту, помнят последнюю мелодию выпускного класса? Чего не хватило? Ответ прост: нужно было всего лишь терпение, труд и пример того, кто делает это лучше тебя.
Учащимся Ивьевской школы искусств в этом плане повезло: у них есть возможность поучиться не только у своих талантливых преподавателей, но и у людей, которые достигли огромных высот в музыкальном искусстве. На минувшей неделе ребятам посчастливилось поприсутствовать на мастер-классе и поучиться у виртуоза своего дела – знаменитого аккордеониста Игоря Квашевича.
В наш город, как уже отмечалось ранее, музыкант приехал в рамках проекта «Беларусь-тур». Министерство культуры Республики Беларусь совместно с РОО «Белая Русь» предоставили возможность жителям республики познакомиться с его талантом: с сентября 2016 года по ноябрь 2017 года Игорь Квашевич посетит 120 городов Беларуси. Днем он проводит благотворительные мастер-классы в музыкальных учреждениях образования, а вечером удивляет жителей районных и областных городов своей виртуозной игрой на инструменте.
Игорь Квашевич – человек известный далеко за пределами нашей страны. Он является обладателем многих наград и титулов, лауреатом Специального фонда Президента Республики Беларусь, победителем Высшей лиги мэтров мирового аккордеона, композитором и исполнителем собственных песен. Авторские альбомы «Мистер Аккордеон», «Брызги шампанского», «Времена года» не могут оставить слушателя равнодушным. Сегодня Игоря Квашевича именуют «золотым аккордеоном Беларуси», а его творчество признают яркой страницей в истории мирового аккордеонного исполнительства.
Ивье стал 40-м городом в списке проекта. Знакомство Игоря с ивьевской землей и ее жителями началось в детской школе искусств, где музыкант провел свои мастер-классы. Дарья Жамойта, ученица 1-го класса, не растерялась, и, отыграв одно произведение, тут же исполнила второе. После прослушивания, Игорь Квашевич предложил девочке сыграть вместе. Дуэт, несомненно, удался. Вторым смельчаком оказался так же ученик 1-го класса Максим Нарон, который исполнил перед маэстро русскую народную песню «Как под горкой, под горой». Музыкант дал ребятам несколько профессиональных советов по игре на аккордеоне, постановке правой руки и как облегчить работу пальцев левой, а затем порадовал собравшихся в зале своей виртуозной игрой. Начал с классических произведений Иоганна Себастьяна Баха и Доменико Скарлатти, а завершил мини-концерт современной обработкой белорусского танца «Мікіта», знаменитым вальсом «Летучий Голландец» и аргентинским танго, объяснив выбор последнего номера так: «Концерт без танго – несостоявшийся концерт».
А вечером маэстро дал великолепный двухчасовой концерт для жителей города в Ивьевском центре культуры и досуга. Звучали вальсы, «Турецкий марш» Моцарта, «Бесаме мучо», «Фиеста де Андалуси» в современной обработке. Игорь Квашевич не только играл, но и пел. Его последний альбом состоит из авторских песен. Одна из них — в репертуаре народного артиста Беларуси Николая Скорикова. Ивьевскому слушателю настолько приглянулось творчество Игоря Квашевича, что просто так музыканта никто не хотел отпускать. После концерта артист вышел в фойе, где желающие смогли получить от него автограф, а также сделать совместное фото.
Корреспонденту «ІК» удалось поговорить с музыкантом-виртуозом после концерта и узнать не только о его творческом пути, но и о своих впечатлениях от города.
- Игорь, вопрос сам собой напрашивается: какое впечатление у вас осталось от г. Ивье и ивьевского слушателя?
- Должен вам сказать, что в Ивье я выступал впервые. Как только я приехал в ваш город, меня встретил костел со всей своей красотой, который находится практически на берегу озера. Замечательная живописная картина. И тут я подумал: сейчас что-то будет, что-то должно произойти. Благодаря вашим руководителям, без проблем нашел музыкальную школу, приехал туда, а там вы сами все видели. Ребята очень внимательно выслушали достаточно сложную для них концертную программу. Должен сказать, что я не стараюсь идти по пути наименьшего сопротивления: играть то, что нравится больше всего, поскольку моя задача, как настоящего лидера, - повести за собой и дать что-то глубокое, дать пищу для размышлений моим коллегам, которые работают в школе искусств. Для талантливых детишек на личном примере хочется обозначить те перспективы, какие их, возможно, ждут. И, поверьте, я тоже это испытал, будучи юнцом, когда в одном из концертов увидел профессионального музыканта. Тогда я не считал ни часов, ни дней в занятиях на аккордеоне. Все подчинялось только одному: оттачиванию мастерства и как можно лучшему исполнению. Хотя предела совершенству нет, и ты всегда должен ставить себе новые и новые ориентиры, в этом и есть залог успешного развития в будущем. Поэтому и желаю деткам достигать тех высот, догнать нас, перегнать нас. В этом у нас есть прекрасные возможности на всех уровнях.
А вечерний концерт? Вы все сами видели. Зал настолько хорошо принял как инструментальные, так и вокальные номера. Я мог бы, конечно, показать только игру на инструменте, но хотелось дать больше. И поскольку проект музыкально-образовательный, я всегда стараюсь сыграть и под аккомпанемент, и акапельно, чтобы показать это настоящее звучание. Ведь традиции для того и были созданы, чтобы их чтить и продолжать.
- Как известно, зритель требует «хлеба и зрелищ». Вы один удерживаете внимание публики на протяжении всей концертной программы. Как Вам это удается?
- В этом отношении у меня прекрасная, потрясающая школа педагогов, которых мне бы хотелось назвать. По классу аккордеона я учился у заслуженного артиста Республики Беларусь, профессора, заведующего кафедрой баяна и аккордеона, мэтра мирового аккордеона Николая Ивановича Севрюка. По дирижированию мне просто повезло учиться в классе народного артиста России, профессора Белорусской академии музыки Геннадия Проваторова. По эстрадному аккордеону я обязан назвать имя легенды советского аккордеона, народного артиста России Валерия Ковтуна. Такие глыбы за спиной стоят, что я просто не имею права по-другому работать. Должно быть гармонично все: жесты, движения на сцене, разговор с публикой. В этом плане есть у кого поучиться: это такие вокально-инструментальные ансамбли, как белорусские «Песняры», «Сябры», «Верасы» и такие молодые исполнители, как мой однокурсник Петр Елфимов. Это те имена, за которые не стыдно нигде: ни у нас, ни за рубежом. Если называешь, то сразу чувствуешь уровень. И вот хотелось бы эту высокую марку держать.
- Хотелось бы узнать, как все начиналось? Кто Вам привил такую любовь к музыке и почему именно аккордеон?
- Выбор был относительно случайным, поскольку я родился в большой семье, и с ранних лет меня окружала музыка в доме. До 12 лет я не знал, кем буду, ведь увлекался и музыкой, и футболом. Первый мой класс в музыкальной школе был класс баяна. Родители отводили меня туда, а я шел мимо и прямиком на стадион. Поэтому я прекрасно понимаю детей, которые «сочкуют». Позже, как я говорил, когда я услышал профессионального музыканта на сцене, я задумался: кем же мне быть? И в какой-то момент решил, что искусство притягательно тем, что здесь, как в космосе: нет границ для развития. И вот эта неведомая сила заставила меня сделать выбор в пользу музыки, о чем я совершенно не жалею. На сегодняшний день аккордеон мне позволяет многое, в том числе популяризировать нашу страну за рубежом, что очень важно, ведь у нас столько прекрасных талантов, которые хотелось бы показать всему миру.
- Вспомните свое первое выступление. Каковы были ощущения?
- Выступаю я по приглашению уже с 8 лет на всевозможных торжествах. Мои старшие братья были заядлыми любителями игры на народных инструментах, поэтому брали меня с собой повсюду. Первое профессиональное выступление… Мой первый конкурс, на котором сразу была задана высота. Это была Россия, Череповец, апрель 2000-го года, Кубок севера, где я получил Лауреата международного конкурса. Обычно начинают с детских и юношеских конкурсов и фестивалей, а я сразу попал на такое серьезное мероприятие. По-другому и не мог, на это была масса причин. Нужно просто постоянно ставить перед собой цели, и главная награда должна быть впереди. И, даже чего-то достигая, нужно постоянно двигаться вперед, ведь стоячего положения не бывает.
- Скажите, Игорь, такому успешному и знаменитому человеку есть еще куда стремиться? Есть ли какие-то цели в профессиональном плане?
- Конечно. В этом году я планирую записать альбом классической музыки. Многие говорят, что это ни к чему, но поверьте, что стоит, ведь это целый этап развития музыки. В моем репертуаре хорошо сочетаются как классические произведения, так и современные композиции. И люди слушают, им нравится. Но о планах я не привык распространяться. Дай Бог здоровья завершить то, что я начал.
Мне очень приятно думать о том, что силой своего убеждения мне удалось заострить внимание больших наших чиновников культурной сферы, а позже присоединить движение «Белая Русь», в актуальности проведения «Беларусь-тура». Мы предполагали, что оно может сыграть для общества: от начинающих музыкантов до взрослого поколения, - но не ожидали, что все пройдет так успешно. Что ж, будем работать дальше, будет совершенствоваться, писать новые песни и выступать.
Мне кажется, что концерт сегодня удался. Поэтому буду ждать в дальнейшем встречи с вашими благодарными слушателями. Помните, что не бывает тяжелых времен, бывает та или иная оценка этого времени, и сильным выходит из кризиса тот, кто пытается что-то сделать. И всем хотел бы пожелать веры в будущее, ведь без этого нельзя.
- Спасибо за беседу!
А. ШИМКО.
Фото С. ЗЕНКЕВИЧА.
Больше фото по ссылке http://ivyenews.by/kultura/2396-igor-kvashevich-ya-v-vostorge-ot-ivevskogo-slushatelya-bolshe-foto.html