Пятилетний ребенок построил на кровати «домик» из пуфиков и подушек, вместо крыши использовал покрывало, спрятался в нем и притих. Мама тревожно спросила: «Что с тобой? Почему ты молчишь? Почему укрылся от всех в своем «убежище?» Малыш тихонько ответил: «Отстаньте от меня».
Скажете, что он грубиян? И будете не правы!
У профессора психологии, мамы троих детей Марины Мелия есть книга, которая так и называется: «Отстаньте от ребенка!». Меня привлекли простые правила мудрых родителей, которыми я охотно поделюсь с вами, резюмировав полученную из книги информацию.
Родителям хочется, чтоб их сын или дочь были первыми во всем: в спорте, учебе, творчестве. Порой они требуют так много, что дети не могут оправдать сверхожидания мамы и папы, как бы ни старались, как бы ни выкладывались.
Психолог Марина Мелия предлагает другую тактику: воспитывайте не чемпиона, а человека! Нельзя быть лучшим во всех областях, но можно научиться воплощать в жизнь свои замыслы, контролировать себя, общаться с людьми.
К сожалению, современные родители считают вправе очерчивать круг «отсеянных и промаркированных» детей, с которыми позволено или не позволено дружить их ребенку. Разрешайте выбирать друзей, предоставляйте даже малышам право выбора! Тому, как делать выбор, тоже нужно учить: выбирать осознанно, учитывая последствия, видеть возможности, плюсы и минусы, оценивать альтернативы.
А вот границы дозволенного должны быть четкими, ведь если взрослые не обозначат, «что такое хорошо и что такое плохо», ребенку придется нащупывать их самому путем проб и ошибок, что может дорого обойтись впоследствии для каждого члена семьи.
Марина Мелия предлагает взрослым «начать с себя», и прежде всего учиться слушать и слышать ребенка. Да, беседа с ребенком – это вариант «трудных переговоров».
Поэтому сопереживание, эмоции, чувства должны быть искренними, настоящими, не наигранными, иначе они только навредят и увеличат дистанцию между родителями и детьми.
Следующее правило гласит: реже наказывайте – чаще разрешайте! В доказательство психолог приводит два момента: первый – любой метод воздействия работает тем лучше, чем реже его используют; второй – разрешения укрепляют родительский авторитет не меньше, а даже больше, чем запреты.
И. Холяво