Наверное, то, что родители – пример для подражания и, соответственно, то, что фразовая речь развивается также методом подражания, - мысль избитая. Ребенок должен слышать правильную, грамотную, хорошо поставленную речь, которую возьмет за образец.
К сожалению, этого недостаточно.
Развитие речи у детей — это ежедневная работа малыша и родителей. Не буду спорить, что, читая художественную литературу с детьми, мы не только развиваем их речь, но и приобщаем к прекрасному. Но, может, я скажу крамольную вещь, что не стоит перегружать ребенка разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.
«Как же тогда развивать речь, по вашему мнению?» - спросите вы. Через игру дети отлично усваивают новую информацию, давайте играть вместе!
Намного важнее, не во что играть с ребенком, а играть вместе с ним. Даже отправляясь в магазин за хлебом, есть возможность развивать экспрессивную речь. На смену плачу малыша или его молчанию придет веселая игра, которая легко разукрасит будни и быт не только сына или дочери, но и мамы.
Делимся с вами речевыми играми, в которые можно играть везде.
«Фантазия» - повторение и закрепление словаря детей за счет слов и выражений. Например, солнце какое? Лучистое, горячее, светлое.
Ребенок называет «вкусное» слово и «кладет» его вам на ладошку, а затем вы ему, и так до тех пор, пока не «съедите» все.
«Консервируем». Скажите ребенку, что у вас есть трехлитровая банка, в которую вы будете консервировать все слова на букву «М». Например, машина, моль, мороженое, магазин…
«Ассоциации». Называйте ребенку предмет, а он придумывает ассоциации, которые у него возникли с этим предметом. Например, стакан – стекло, белка – орешки, зайчик – морковка, летчик – самолет, книга – картинки.
«Что произойдет?». Что произойдет, если…Что произойдет, если не закрыть холодильник? Что произойдет, если оставить включенной воду?
«Что общего?». Что общего может быть у яблока и кубика? Они красные. Что общего у елки и кактуса? У них есть иголки. Что общего у птицы и самолета. У них есть крылья.
«Я вижу что-то». Я вижу что-то красное – отыскиваем глазами красные предметы и называем их. Кто больше?
«Что лишнее?». Мама говорит: «В саду растут яблоко, персик, малина, боровики».
«Что из чего состоит». Стул состоит из спинки, сиденья, ножек. Рубашка состоит из рукавов, воротника, карманов, пуговиц.
«Кто кем был раньше». Рыба была раньше мальком, а еще раньше – икринкой. Яблоко было цветочком.
«Обобщаем». Например, самолет, вертолет, дирижабль – это транспорт. Уточняем: воздушный.
Можно называть противоположности (антонимы), преобразовывать слова, добавляя уменьшительно-ласкательные суффиксы, единственное и множественное число, называть пять имен, городов, животных, цветов и так далее.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Сегодня хотелось привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях. Часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка?
Оперативные и актуальные новости Ивья и Ивьевского района на нашем Телеграм-канале. Подписывайтесь по ссылке!
Ирина Холяво.