Памяти бабушки и дедушки.
И все же память цепко хранит то, что в годы своей юности я слышала из рассказов мамы и двоюродной тети Оли о бабушке, о ее нелёгкой судьбе.
Но все по порядку…
Мариша (это моя бабушка) была девушкой не из робкого десятка. Певунья и плясунья, всегда находилась в центре всеобщего внимания. Из-за острого язычка, сверстники побаивались ее и лишний раз не задевали. Задорный, а иногда заносчивый характер приводил в растерянность даже родителей. Подружки готовили для себя приданое: за свечой, или при лучине пряли пряжу, ткали полотно, вышивали да вязали. Приглашали и Маришу заняться тем же. В те времена так было принято, но она только отмахивалась от нравоучений, будто наперед знала свою судьбу.
- Меня и так возьмут замуж! - то ли в шутку, то ли всерьез отвечала Мариша. - Я обязательно дождусь своего принца. Я терпеливая, и убегала опять на гулянье.
В другой половине девятнадцатого столетия многие парни уезжали в поисках лучшей жизни, или, как говорили тогда, за "длинным рублем", чтобы по возвращении домой приобрести самое ценное в то время - клочок земли. Обеспечить своё будущее.
Степан со своими сверстниками уехал в далекую Канаду. Промыкавшись на чужбине долгих пять лет, вернулся домой. Сердце истосковалось по родным местам, по близким его сердцу людям.
Первое, что сделал по возвращении, - занялся поисками пусть небольшого, но, чтобы своего надела земли. Это была задача не из легких. Денег было не так уж и много, а земля ценилась очень дорого. Судьба свела с зажиточным хозяином из соседней деревни. Он согласился уступить в цене, а взамен Степан должен был жениться на его дочери, старой деве. Как ему удалось уговорить парня, осталось загадкой.
В народе говорят, что человек предполагает, а Бог располагает. Так случилось и со Степаном. Уж очень хотелось ему быть хозяином своей жизни, а не лапотникам, жить в достатке, пусть и с нелюбимой, но… встретив у церкви красавицу с длинной косой, Степан не признал в ней соседскую девчонку. Сердце дрогнуло от нахлынувших чувств нежности. В тот миг он даже не вспомнил о данном обещании жениться на другой. То была любовь с первого взгляда.
Мариша ответила взаимностью, но на пути их счастья встала преграда, угрозы и проклятья отвергнутой невесты, противостояние любви и ненависти.
Родители долго отговаривали дочь не делать опрометчивый шаг, не давать согласия на венчание, боясь за судьбу дочери. Но она не уступила. Отгуляли свадьбу. Казалось, такое большое чувство сметет весь негатив. Время шло, а счастье не спешило поселиться в доме Степана и Мариши. Рождались и умирали в младенчестве их детки. Таяла, как свеча, надежда на большую дружную семью, о которой они так мечтали. Порой опускались руки и только поддержка любимого, его надежное плечо, давало силы жить. Как ее сердечко справлялось с такой болью потерь, представить трудно. Из восьмерых ею рожденных, в живых осталась только одна дочь, которую в честь матери назвали Марией. Это - моя мама. Господь покинул лишь ее им на утешение. Но здоровье было подорвано, и даже горячая любовь дедушки Степана не уберегла бабушку Маришу. Ее хрупкое, изболевшее сердце остановилось в сорок восемь лет, в самом расцвете жизни. Наверное, проклятье, которое шло по их следам, сделало свое черное дело.
И все же… у этой любви есть продолжение: внуки, правнуки, праправнуки… большая дружная семья, о которой так мечтала моя бабушка. Семья, которая свято хранит память об их нелегкой судьбе.
Галина НИЧИПОРОВИЧ.