15 марта в Ивьевском районном исполнительном комитете с 10.00 до 11.00 по телефону 2-14-10 будет проводиться "горячая линия" по вопросам в сфере защиты прав потребителей.
Ежегодно 15 марта в Республике Беларусь отмечается День потребителя. Такое решение принято Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. № 35 «О внесении дополнений и изменений в Указ от 26 марта 1998 г. № 157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь».
В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З № «О защите прав потребителей», любой человек имеет право на:
− просвещение в области защиты прав потребителей;
− информацию о товарах (работах, услугах), а также об их изготовителях (продавцах, поставщиках, исполнителях);
− свободный выбор товаров (работ, услуг);
− надлежащее качество товаров (работ, услуг), в том числе безопасность товаров (работ, услуг), надлежащую комплектность, надлежащее количество товара (результата работы);
− возмещение в полном объеме убытков, вреда, причиненных вследствие недостатков товара (работы, услуги), в том числе на компенсацию морального вреда;
− государственную защиту своих прав, в том числе на обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или интересов, охраняемых настоящим Законом и иным законодательством;
− общественную защиту своих прав;
− создание общественных объединений потребителей.
В 2023 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом: «Грамотный потребитель – ответственный бизнес».
Приобретая товары и услуги, которые необходимы для жизни и деятельности, работы и учебы, быта и отдыха, каждый человек становится потребителем.
Требуется, чтобы нужные нам товары и услуги имели надлежащее качество, то есть, отвечали нашим разумным ожиданиям в отношении их полезных свойств с учетом стоимости.
В несправедливых ситуациях пострадавшие не всегда знают, какие их права нарушены и как их отстоять. Чтобы гражданин при этом ощутил не бессилие, а уверенность в своих силах и действительно смог защитить свои права, в нашей стране и был принят Закон «О защите прав потребителей».
Итак, если не удается договориться в устной форме о замене того или иного товара, необходимо обратиться с соответствующим письменным заявлением об обмене товара, не подошедшего по размеру, фасону, расцветке, форме, с претензией при его продаже ненадлежащего качества. Причем копия претензии отдается продавцу, но обязательно - под подпись на втором экземпляре, который остается у покупателя для дальнейших действий: рассматриваются жалобы потребителей, производится их консультирование и оказывается помощь в составлении исковых заявлений по выявленным фактам нарушений законодательства для обращений в суд.
Нужно помнить, что потребитель имеет право на качество товаров. Такая норма прописана в законе. Это значит, что товар должен быть безопасным, на нем должна быть указана информация, где, когда, кем он был произведен. Покупатель имеет право на возврат или замену, право на возмещение ущерба. Причем законодательством четко указано, что все эти нормы распространяются на любой товар, независимо от того, куплен ли он в магазине или на распродаже, или даже по какой-то причине был уценен.
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Подготовила Ирина БУТУРЛЯ.