"Слово "геноцид" появилось в нашем лексиконе совсем недавно. Мы открыто заявили о начале расследования геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Многие десятилетия об этом не говорилось либо не говорилось в том объеме, в каком следовало бы, - сказал Роман Головченко. - В Год исторической памяти мы имеем полное право заявить о геноциде нашего народа, особенно с учетом того остервенелого и ожесточенного давления, которое оказывалось на нас со стороны государств, которые в том числе развязали этот геноцид".
В формате круглого стола на встрече обсуждают события военных лет, трагически отразившиеся на судьбах советских граждан, говорят о мужестве и героизме белорусского народа, его героическом наследии, важности исторической памяти.
По мнению учащейся гимназии Александры Шпаковской, подвиг предков, воевавших за Родину, неоценим. "Каждый должен помнить об этом. Увы, наше поколение не знает так много, как знали те, кто воевал на поле боя. Мы обязаны рассказать следующим поколениям, как тяжело было нашим предкам сражаться за мирное небо над головой", - отметила она.
"Мой прадед Александр Ионов начал боевой путь, будучи командиром танковой роты под Витебском. Конец войны он встретил уже в звании майора. Я горжусь им. Считаю, что память о нем и о многих других людях, живых и мертвых, не должна быть потеряна, - добавил ученик гимназии Александр Ионов. - В довольно специфичном медиапространстве многое забывается, присутствует много лжи, недостоверной информации, подмены фактов. Такие уроки освежают в памяти молодого поколения те события, рассказывают об ужасах войны и позволяют не забывать величайший подвиг, которые совершили наши прадеды, прабабушки и весь советский народ".
Уроки памяти проходят в белорусских школах в преддверии Дня Победы. Их главная задача - формирование у учащихся объективного представления о вкладе белорусского народа в Победу в Великой Отечественной войне, героическом наследии как важнейшей составляющей исторической памяти, геноциде белорусского народа, а также воспитание уважительного отношения к историческому прошлому.