Никогда не думайте, что вы ни на что не влияете. Кто-то пьет каждое утро кофе из любимой чашки, которую вы ему подарили; кто-то услышал песню по радио, которая напомнила о самом важном; кто-то прочитал книгу, которую вы ему порекомендовали. Все это ваши следы, вы оставляете их за собой своими добрыми поступками. Но есть следы, которые невозможно стереть – следы воинов, защищавших нашу святую землю от врагов. В душе учителя, руководителя по военно-патриотическому воспитанию Бобровичской средней школы Владимира Дорошевича бессмертная память о двух его дедах – участниках Великой Отечественной войны.
В народе говорят, что если прошлое не отпускает – значит, оно еще не прошло. Не зажили все раны в сердцах белорусов, потерявших каждого третьего, а может, и второго в годы той страшной войны 1941-1945 годов. Болит душа за тех, кто перенес муки плена, оккупации, концлагерей. Переполняет гордость за героев, мужественно сражавшихся на поле боя или в тылу.
Когда Владимир Дорошевич рассказывает о своих дедах, в его сердце звучат то шепот любви, то голос совести, то рупор страдания – целый вихрь эмоций и воспоминаний родных людей, услышанный им еще в детстве.
В. Довляшевич
Зиновий Александрович Дорошевич (Зёма – ласково называли в семье) родом с Новогрудчины, многодетный отец пятерых детей, хозяйственный, спокойный, трудолюбивый, начал войну в рядах Вооруженных Сил и принимал участие в битвах с фашистами в районе Слонима.
Дед Зема (в центре)
Он сражался мужественно и героически, но в ходе одного из боев был ранен и пленен. Попал в немецкий концлагерь около города Маутхаузен. Концлагерь представлял собой систему, состоящую из центрального лагеря и 49 филиалов, разбросанных по всей территории бывшей Австрии. Работали в каменоломне. Тех, кто выбирал слишком маленький груз, эсэсовцы просто расстреливали без предупреждения. Каждый мужчина тащил камень не менее 50 кг весом. С ним надо было подняться вверх по лестнице. Заключенные были обессилены от непосильного труда и скудного питания. Пищу для них выкидывали прямо на землю. Голодны были настолько, что ели кору дерева, возвышающегося на территории, как белый (уже без коры) столб, посылающий в небо сигнал о помощи. Иногда мучители «баловали» заключенных, разрешая им поесть немного капусты, посаженной на поле за пределами территории лагеря. Охранники строго наблюдали за процессом и пытавшихся убежать – расстреливали с вышки. Зиновий Дорошевич решил для себя, что рискнуть стоит, потому что долго продержаться в имевшихся условиях просто невозможно. Самым страшным местом была даже не каменоломня. В Маутхаузене существовал особый блок под номером 20. Сами заключенные называли его блоком смерти. На людях отрабатывали разные виды пыток.
Зиновий рискнул - и выжил. Пешком по лесам и болотам, обессиленный, голодный, прячась и снова уповая на Бога, добирался он из Австрии до Беларуси.
А в это время в дом его жены в деревне Ходосы наведался немецкий офицер. Угрожая оружием, приказал построиться женщине и пятерым детям (младший 1941 года рождения) у стены и направил на них дуло автомата. И тут случилось невероятное: офицера срочно куда-то вызвали. И он, не завершив свое адское дело, выбежал со двора. Оказывается, недалеко от деревни Черешля, в которой были партизаны, начался бой с немцами и, видимо, гитлеровец получил приказ отправиться к своим на помощь.
Зиновий Александрович Дорошевич вернулся домой, дошел… Правда, долго не мог прийти в себя: ночами бродил, как лунатик, съедал картошку, приготовленную для свиней, однажды даже хотел покончить с собой, будто разум его помутнел. Но родной дом, тепло и забота спасли. Все проходило, а любовь жила…
После войны Зиновий Александрович работал заведующим сельским магазином. Дожил до 1980 года и не раз, получая юбилейную награду, слышал в свой адрес такие слова: «Проходят годы, но белорусский народ свято чтит патриотизм и мужество тех, кто летом 1944 года принес освобождение на многострадальную землю Беларуси. Боль ваших ран, пережитое вами обязывают нас сделать все необходимое, чтобы трагедия войны не повторилась, чтобы ваши дети и внуки никогда не испытали ее ужасов…».
Непрочитанные книги о войне умеют мстить. Поэтому второй дед Владимира Довляшевича, Константин Игнатьевич Бессараб, учил внука: «Знай и помни о войне и книжки читай, учись хорошо. За одного ученого двух неученых дают. Мне моя грамотность, вернее, мое умение столяра-плотника жизнь спасло».
Дед Костя
Его советы были скромны и мудры, как и он сам. Войну не любил вспоминать, но в семье знают, что служил под Кёнигсбергом, объявленным Гитлером «абсолютно неприступным бастионом немецкого духа». Константин Игнатьевич Бессараб участвовал в боях, которые назвали позже одними из самых кровопролитных столкновений Великой Отечественной войны.
Он вспоминал: «Никогда я не ночевал рядом с кем-то, кто бы задержался хотя бы на две ночи. Они не возвращались из боя...».
А потом добавлял: «Меня забрали с передовой через какое-то время службы только потому, что нужно было кому-то ремонтировать телеги для артиллеристов. Вот так мой талант, навыки и умения спасли меня от неминуемой смерти».
Владимир Дорошевич деда слушал, от отца перенимал секреты мастерства, даже пришел на его место работать в качестве учителя трудового обучения в Лелюкинскую школу. Высшее образование получил, преподавал в Ивьевском сельскохозяйственном колледже (ранее СПТУ).
Он рассказывает ребятам много про Великую Отечественную войну. Делится яркими воспоминаниями.
Для Владимира Викторовича День Победы ассоциируется с большим парадом, на который брал его дедушка Константин Игнатьевич Бессараб.
- Деревня Делятичи во времена моего детства большая, может, примерно как сейчас агрогородок Липнишки. Это был культурный центр: кинозал, библиотека, танцевальный зал. А еще почта, пожарное депо, три магазина, летний павильон. 9 Мая деревня напоминала красочный фестиваль, который начинался митингом и парадом ветеранов. Тогда их было так много, что шествие получалось массовым. Только представьте: деревья в цвету, блеск медалей и орденов на груди ветеранов, военная форма, шары и плакаты.
Очень красиво и торжественно! Потом ветераны отправлялись на грузовиках в Черешлю - там была воссоздана партизанская стоянка, открытая в 1985 году. Ветераны свои традиционные встречи начинали с рассказов про дни былые, боевые, - делится эмоциями и детскими воспоминаниями преподаватель. Рассказы подкрепляются экскурсиями. Туда же, на партизанскую стоянку, Владимир Викторович впервые организовал мотопробег с предварительной переправой на лодках вместе с учащимися СПТУ еще в далеком в 1987 году. Лесное озеро Черешля во время Великой Отечественной войны было эпицентром, куда вели пути нескольких партизанских соединений. Природа там живописная, особенно насыпь на месте когда-то взорванного моста.
В данный момент Владимир Довляшевич работает руководителем по военно-патриотическому воспитанию в Бобровичской средней школе.
Школа готовится к празднику Победы. Заместитель директора по воспитательной работе Таиса Петраш рассказала, как много делает коллектив для патриотического воспитания молодежи. Владимир Викторович не жалеет сил и личного времени для накопления материалов «Уголка боевой славы». К примеру, здесь хранятся письма-треугольники, адресованные его деду.
Здесь проводятся школьные линейки, здесь собираются учащиеся для обсуждения важных вопросов, здесь утренние и вечерние поверки во время школьных лагерей.
И здесь же имена всех 48 участников Великой Отечественной войны Лаздунского сельсовета. Документы, книги, газетные материалы – память и боль белорусской земли.
Библиотекарь Татьяна Жилинская подчеркивает, что и педагогический состав, и все работники учреждения образования, и учащиеся знают про то, что оба деда Владимира Дорошевича участвовали в боях во время Великой Отечественной войны. Один раз в неделю проводятся библиотечные часы на актуальные темы, и руководитель по военно-патриотическому воспитанию часто на них выступает, рассказывает детям историю своей семьи. Живой пример всегда имеет сильное воздействие на умы и души.
- Молодежь нужно учить, воспитывать, обращать к истории, к народной памяти о войне и, конечно, к труду. Живем в эпоху детоцентризма: себе ничего, а детям лучшее. Они привыкли все получать, как будто это воздух. Служа себе – служи другим, а не наоборот…
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Ирина Холяво.
Фото Станислава Зенкевича и из семейного архива
В. Довляшевича.