Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта. Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности.
Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым?
Чтобы найти ответ на этот вопрос мы и решили отправиться в группе продлённого дня в путешествие в страну доброты.
Казалось бы, такое простое слово – «доброта». А сколько смысла и значимости присутствуют в нём! Дети часто слышат от нас, взрослых, такие слова, как «доброта», «добрый человек». И, конечно, они задумываются над тем, что это такое? Так что же такое доброта? Какие чувства свойственны доброму человеку?
Во время увлекательного путешествия наши ребята пришли к выводу, что «Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
В русском языке можно обнаружить огромное количество слов, которые являются однокоренными к слову доброта. Это добропорядочность, доброжелательность, добролюбие, добросердечность, добросовестность. Такого изобилия нет ни в одном языке! Неслучайно синонимами слова доброта являются человеколюбие, гуманность, добродушие. Многие замечательные качества, такие как сердечность, сострадание, отзывчивость являются проявлением доброты.
А попробуйте окрасить слово доброта каким-нибудь негативным оттенком. У вас ничего не получится! Доброта – цельное чувство. Если она есть в человеке, то это - навсегда.
Неспроста все самое хорошее, накопленное человеком за всю его жизнь, называют ДОБРОМ!
Так как же рассказать детям о доброте? И стоит ли вообще об этом рассказывать? Я уверена, что стоит. Ведь доброта – это качество, присущее нашей душе. Как говорил Л.Н. Толстой: «Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она даёт успех во всяком деле».
Что я бы рассказала детям о доброте? Я всё включила в конспект мероприятия.
Ребята с удовольствием познакомились с пословицами и объяснили их смысл, читали стихи, анализировали разные поучительные ситуации. На своём пути они получили письмо от разбойников, которые убеждали наших маленьких друзей в том, что добра в мире нет. Встретили «зеркало доброты», которое им помогло взглянуть на себя и задуматься над своими поступками. Ещё ребята выполнили красивые аппликации, которым придумали сами названия «Мир прекрасен» и « Добро всегда побеждает зло».
За время своей работы в школе я уже давно убедилась в том, что ребёнок сам по себе уже несёт в себе добро, он изначально склонен быть добрым. Это действительно так. Но его нужно постоянно поддерживать и направлять. Очень часто это нужно делать собственным примером. Ведь если не воспитывать доброту и не дать ей стать ориентиром, то на месте доброты вырастет зло. Ребёнок, словно лакмусовая бумажка, впитывает в себя то, чему учит его взрослый. Являясь педагогом, я понимаю, что в моих руках хрупкий детский мир. Поэтому нужно быть очень внимательным и осторожным! Необходимо наполнить этот мир только добрыми и светлыми красками! Здесь на помощь может прийти книга - верный друг и советчик! Мы часто читаем с детьми произведения, в которых раскрывается тема доброты и любви. Обязательно нужно дать понять ребёнку, что о добре нужно не только говорить, а его нужно творить! Если мы на секундочку представим нашу планету без такого значимого качества, как доброта, то тогда в мире не осталось бы никаких чувств, кроме ненависти, злости, лицемерия и подлости. Картина ужасающая, не правда ли? Чтобы этого никогда не произошло, нужно совершать добрые поступки. Ведь это делать совсем нетрудно! Сделав добрый поступок, это самое добро вернется тебе бумерангом.
Я считаю, что нужно использовать любую возможность, чтобы научить детей совершать добрые поступки, любить других. Например, помочь маме, поддержать заболевшего одноклассника, сказать близким несколько приятных слов и подарить им открытку к празднику. Обо всём этом мы и говорили во время нашего путешествия.
Наши маленькие первоклассники пришли к выводу, что лучше творить добро, чем зло, потому что зло часто возвращается обратно и уничтожает, губит, умножает зло, распространяет болезни. А добро делать никогда не поздно, ведь только оно спасет мир.
Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews
Анна Хауста, воспитатель группы продлённого дня Геранёнской СШ