Приглашаем наших читателей еще раз погрузиться в родословную Родкевичей из Юратишек. На этот раз автор публикации - доктор исторических наук, профессор, первый проректор и профессор кафедры управления и экономики Минского городского института развития образования, профессор кафедры церковной истории и церковно-практических дисциплин Минской духовной академии наш земляк Сергей Петрович Стренковский, который предлагает сведения о большее старших поколениях Родкевичей, связанных с Юратишками. Он их нашел, работая над книгой о Юратишковской церкви. Даже сами ныне живущие потомки Родкевичей (Витольд Родкевич и Витольд Иваньчевский) о них не знали.
Самое ранее упоминание о роде
Наиболее раннее упоминание в исторических источниках о роде Родкевичей в Юратишках относится к 1779 году. В документе, названном "Пункты опроса, поданные для следствия по делу со священником Андреем Горбачевским", упоминается Павел Родкевич, смоленский подчаший. В то время он имел имение Юратишки в залоге от его владельца Тадеуша Костялковского. Поводом для проведения следствия стало ненадлежащее выполнение священником своих обязанностей, на что жаловались прихожане.
Подчашим в Речи Посполитой XVIII века именовался шляхтич, занимавший соответствующую номинальную должность, не связанную с выполнением каких-либо реальных обязанностей. В сложной иерархии почетных земских должностей в Великом Княжестве Литовском подчаший занимал 14 место из 23. Его назначал король из среды землевладельцев того или иного воеводства или повета пожизненно, если впоследствии ему не была пожалована более высокая должность. Сыновья и внуки подчашего, которые сами не получили каких-либо почетных должностей, именовались подчашицами, жены - подчашиными, дочери и внучки - подчашанками. Смоленское воеводство, подчашим которого именовался Павел Родкевич, к XVIII веку существовало только на бумаге. В результате войны 1654-1677 годов между Русским царством и Речью Посполитой его земли перешли под власть Москвы. Однако вплоть до 1793 года в Речи Посполитой сохранялись все должности этого воеводства. Смоленская шляхта по-прежнему собиралась на воеводские сеймики в костёеле бернардинцев в Вильне, где выбирала своих депутатов на сейм и в трибунал.
Когда завладели Юратишками
Окончательно владельцами Юратишек Родкевичи стали по решению суда, который в 1785 году занимался долгами братьев Костялковских. Должны они были более чем 80 кредиторам. При этом долги владельца Юратишек Тадеуша Костялковского составляли астрономическую сумму: сам долг 2 122 655 злотых, а проценты 570 959. В результате состоявшегося решения суда имения Костялковских Радзивонишки в Лидском повете, Бокшишки (с составлявшими его фольварками Бокшишки, Юратишки, Явлошишки и Чешейки), а также Гейстуны и Куркли в Ошмянском повете, дом в Вильне были разделены между кредиторами. Большую часть Юратишек (фольварк и местечко, часть полей, сенокосов и лесов), а также Болткири получил Павел Родкевич. Из судебного документа следует, что к этому времени он уже серьезно отремонтировал жилой дом, построил 2 амбара, 2 больших хлева, варивню с сенями, возовню, небольшую конюшню, солодовню и 3 сеновала, т. е. практически создал новое имение. Умер Павел Родкевич до 1795 года.
Несколько позже Родкевичи упоминаются на страницах других судебных документов. Так, в судебном деле 1783-1787 годов упоминается сын Павла Родкевича, инфлянтский и смоленский каноник, писарь апостольской столицы, трабский настоятель Андрей Родкевич. В это время он вел судебный процесс за земли Трабского костела против смоленского каштеляна, трабского старосты Андрея Зенкевича; виленского ротмистра, якунского державцы Микулича; гусарского хорунжего, комиссара Самуэля Исакевича; бывшего землемера Адама Пукшты; трабского наместника Юзефа Дзялтовского; трабского войта Юзефа Богуцкого; заболецкого тиуна Михаила Веребея; ошмянского ротмистра, владельца фольварка Савичи Сымона Дмоховского и его наместника Августина Дмоховского. В процесс были вовлечены и многие другие известные в то время люди. Сам же Андрей, будучи настоятелем Трабского костела, имел почетные титулы каноника, т.е. члена кафедрального капитула двух номинальных римско-католических епархий: Смоленской и Инфлянтской. Смоленские епископы утратили свою епархию во время войны 1654-1667 годов, как и епископы Инфлянт, части территории современной Латвии, которую в то же время захватили шведы. При этом номинальные титулы епископов, как и каноников двух этих воеводств, продолжали сохраняться в Речи Посполитой вплоть до конца XVIII века.
(Продолжение следует).