ivyenews.by

Тяжелое бремя войны. В проекте “Живая память поколений” о своем отце рассказывает Валентина Филон

Помнить, чтобы жить

Мой отец - Станислав Болеславович Настусевич, 1920 года рождения, проживал в д. Мажули Субботникского сельсовета, он умер в 1992 году, похоронен в аг. Субботники. 

Одним из первых отец принял участие в боях с коричневой чумой ХХ века, поскольку был призван в 1939 году и  всю войну, весь боевой путь прошел рядовым солдатом. Судьба его миловала, за долгие годы войны не попал в плен, не получил серьезных ранений. Он вернулся с войны живым. 

Большую часть военных лет отец служил в 35-м артиллерийском полку, участвовал в освобождении Европы. Домой отец вернулся только в 1946 году.

Родина всегда помнила о солдатах, защитниках отечества. За свой ратный труд награжден медалями «20 лет победы в  Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет вооруженных сил СССР»,  «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», орденом Отечественной войны 2 степени.

Отец немного рассказывал о войне -  фронтовики этого не любили. С мамой он познакомился еще до войны, и если бы не война – семья, наверное, была бы создана раньше.

Мама Геновефа Брониславовна -  1927 г.р. Всю жизнь отец повторял, что от смерти на войне его спас крестик, который дала мама перед уходом его в армию. Как покрывало Божьей матери он хранил его от пуль и  снарядов.

Писем домой он не писал - был неграмотный. Мама же была грамотная, закончила 7 классов польской школы. Она писала своему любимому на войну, но дошло только одно письмо.

Отец вспоминал, как на его глазах была убита обозная лошадь. Эту  лошадь немец застрелил на глазах у отца. Рассказывал еще, как на заключительном этапе войны  форсировали Одер и Вислу, где-то в апреле 1945 года. Канаты были протянуты через реки, чтобы течение не унесло  форсировавших водные преграды солдат. Одной рукой - за канат, второй – за оружие. А рядом проплывали «крыги» льда, человеческие тела. Переправы бомбила авиация. Кровью были полны те реки. 

Вернулся отец в 1946-м, женился на маме. Бог дал им 11 детей. Дети выбрали разный путь в жизни: рабочий и праведный. 44 года проработала на мясокомбинате старшая сестра. Были среди моих братьев и сестер животноводы, строители, ветврач, продавец, я работала педагогом.

На послевоенном фото супруги Настусевич

Родители хотели, чтобы все дети получили образование. Мы к этому стремились. В минуты душевного спокойствия отец просил, чтобы я для него стихи читала, песни пела. Это было как успокоение. Гладил по голове меня, текли слезы. Война преследовала фронтовиков всех без исключения до последнего дня.

Я думаю сейчас о том, как современным людям жутко представить себе ощущения людей, сжигаемых в Хатыни, боль замученных и убитых, детей, стариков, многих других жертв войны, обреченных нелюдями на смерть.

Это нельзя позабыть.

Хатынь – это памятник всем жертвам войн, всем пепелищам планеты. Это напоминание и укор всем нам о том, как нужно относиться к миру, к людям. Чтобы не было войны.

Мы помним о солдатах той далекой войны. 

Мы – счастливые люди, у нас есть наша Родина с ее историей, неповторимыми краевидами, с ее независимостью. Мы должны помнить о том, что ныне несем свою долю ответственности за судьбу малой и большой  Родины. Сегодня, как никогда, нам необходимы вера и верность нашим героическим традициям – помнить и уважать свою историю мы просто обязаны.

Хотите читать актуальные новости Ивья и Ивьевского района первыми? Подписывайтесь на наш Телеграм-канал по ссылке https://t.me/ivyenews

Валентина Филон, председатель Субботникского сельисполкома.

Читайте ещё:



Оставить комментарий